Сказ о том, как добры молодцы за Енисей ездили

Славится Сибирь красотою своею. Летом особливо. А в центральной и восточной ее части, где горные хребты Алтая переходят в плоскогорье, окаймленное лесополосой, и вовсе загляденье. А уж если еще и град большой и красивый, насчитывающий в своей истории несколько сотен лет, рядом стоит и там тебя готовы приветить хлебом-солью и банькой растопленной, то азарт путешественника просыпается даже в убежденных домоседах. Посему и 2600 км пути (и это только в одну сторону) Дениса МОЛОСТОВА совсем не испугали

Нам радушный прием был обеспечен, так что, пока погода благоволила, мы не преминули воспользоваться моментом и отправились на встречу со столицей Енисейской губернии. На роль верного «коня» был выбран обновленный Nissan Murano («АвтоМир», №26, 2014). Обозначенная миссия этому японскому кроссоверу, по нашим расчетам, была вполне по силам: с комфортом доставить 5 человек из Алматы в Красноярск — не велик труд.

Алматы-Семей-Рубцовск
Skaz 30
О том, что в Казахстане дороги часто сменяются лишь направлениями, которые, ко всему прочему, сопровождаются абсолютным отсутствием как освещения, так и опознавательных знаков, мы поняли еще в районе Сарканда. Что, впрочем, не мешало бдить за соблюдением скоростного режима районным служивым, которые выбирали для своей дислокации места укромные (за коварными поворотами, например), а то и вовсе — интимные (в густой растительности).
IMG_9803
Долго ли, коротко ли, выбираясь из ямы на «волну» асфальта и вновь попадая в яму, мы добрались до развилки с указателем: «Направо пойдешь — в Усть-Каменогорск попадешь. Налево поедешь — в Семей приедешь». Ну или почти так. Предварительная разведка местности, основанная преимущественно на народной молве, показала, что условия передвижения — лучшие в районе «семи буддийских калмыцких храмов», где в советское время поти хоньку и, по поздним признаниям, совсем ненамеренно «травили» народ ядерными отбросами. До самого Семея от развилки — 156 км, причем на дороге идет полномасштабный ремонт и вполне вероятно, что уже совсем скоро здесь будет полноценный тракт. Сам город встретил нас обшарпанной стелой, на которой с трудом читалось его название и год основания. Задерживаться здесь на постой как-то расхотелось.
Пока наш «железный друг» заправлялся «провизией», добрые люди посоветовали быть осторожнее, потому как за городом лютуют стражники. И, конечно же, несмотря на все ухищ рения быть тише воды, ниже травы, под горячую руку мы все же попали. Но отделались легким испугом — служивых больше интересовали масть нашего «коня», его родословная, прожорливость, работоспособность.
Границу прошли без проблем. На российской стороне пришлось сделать страховку нашему четырехколесному другу. Минимальный срок страхования составляет 15 дней. Обходится в 2034 российских рубля.
Но это при условии, что ваша «лошадка» принадлежит компании. Если же она находится у вас в личном владении, сумма будет немного ниже — 1640 р.
Мы въехали на российскую сторону, и тут нас ждало первое удивление. Доверяя глазам своим, мы поняли, что расхожее выражение о том, что в России две беды — дураки и дороги, не имеет под собой никакой подоплеки. Почти идеально гладкое и чистое полотно, скошенная трава на обочинах, направляющие знаки каждые 2–3 км… Если это плохие дороги, то у нас их вообще нет. Радовались мы буквально до… Рубцовска.
Рубцовск-Барнаул-Кемерово
Skaz 5
Первый город Руси встретил нас ямами по колено, в которых даже на скорости не более 40 км/ч можно оставить не только ходовку, но и машину целиком. Солнце клонилось к закату, «волшебная коробочка», передающая голос на расстоянии, исправно рисовала цветные линии, указывая путь. Однако мы решили уточнить у местных жителей, в правильную ли сторону мы держим путь. Зря мы это сделали. То ли местные плохо ориентируются в пространстве, то ли абсолютно несведущи в том, где именно расположена их станица, либо они просто не любят чужестранцев. Так или иначе, первый встреченный нами путник вспомнил о тех частях тела, о которых в приличной компании вспоминать не принято, а второй, по началу сделав попытку что-то объяснить, махнул рукой и сказал: «Бог в помощь». Ну или почти так. Больше попыток завязать диалог мы не предпринимали.
Что до Барнаула, а потом и дальше до Кемерова тракт был шикарным. Ограничение скорости — 130 км/ч. Murano плавно вез нас к цели. Дорога из Кемерова на Красноярск оказалась забитой фурами. Плюс частично на ней шел ремонт. И вот, наконец, впереди замаячил Красноярск. Путь до столицы Енисейской губернии занял у нас 28 часов (не считая времени, потраченного на прохождение таможни на границе). Было сожжено чуть более 300 литров топлива, а прожорливость нашего «железного» коня составила 11.9–12.0 литра на каждые 100 км пути.

IMG_9818

Красноярск
Едва заехав в город, мы будто очутились в другом веке. И немудрено: город Красноярск был основан в 1628 году и по сей день здесь сохранилось немало старинных особняков, театров, памятников. Выдают настоящее время повсюду встречающиеся фонтаны и современная отделка набережной. Раньше в Енисей через моря Северного Ледовитого океана заходили баркасы и боты поморов. Сегодня этого уже нет. Зато набережную украшает огромный памятник Енисею и 6 рекам, которые в него впадают. Горожане ловят в реке рыбу. Кстати, в Енисее водится знаме нитая щука. У берега можно покормить уточек. А на главной аллее каждый вечер проходят ярмарки hand made.
За время пребывания в городе нам удалось попасть на Красноярскую ГЭС. Вид — незабываемый. Енисей перекрывает огромная плотина, с одной стороны на другую шныряют небольшие суда с грузом, а когда идет водосброс, просто дух захватывает! Судоподъемник Красноярского гидроузла — единственный в России судоподъемник, сооруженный в 1976 году. Он состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъемника и поворотного круга. Подъемник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути с шириной колеи 9 м (!) и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги. Для погрузки судна в подъемник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъемник, и платформа начинает движение вверх по эстакаде. То есть судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, он перемещает ее на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъемник.
Будучи в Красноярске, обязательно посетите смотровую площадку. Она находится на Слизневском утесе близ деревни Овсянка, родины прославленного писателя Виктора Петровича Астафьева. Это популярное место отдыха красноярцев расположено на отвесной скале на высоте 300 метров и открывает поистине великолепный вид на могучий Енисей и его окрестности. В центре горы стоит памятник «Царь-рыбе». Он посвящен одному из знаковых произведений писателя о человеке и природе, их единстве и противоборстве. Но прежде всего это памятник писателю.
Вообще в Красноярске много памятников. Здесь увековечили великого поэта А.С. Пушкина и его красавицу жену Наталью Гончарову, художника А. Поздеева и даже первый фотосалон, открывшийся в городе еще в 1865 году. Он принадлежал прусскому подданному из Ганновера, почетному члену Немецкого фотографического общества Г.-Х. Кеппелю. А на главной площади стоит бронзовая скульптура рафа Рязанова, который умер в Красноярске в 1807 году по дороге в Петербург. Сегодня на этой площади аккурат возле памятника проходит что-то вроде вече, где собираются жители губернии, имеющие породистых жеребцов.
Skaz 16

IMG_9725
Непременно стоит заглянуть и в знаменитый городской «схрон» лекарственных растений — старейшая аптека Красноярска работает с 1896 года. Конечно же, мастеровые над ней поработали, но максимально сохранили первозданность внешнего вида.
Skaz 13

IMG_0054

«Столбы»
На окраине города расположен Государственный природный заповедник «Столбы», где любят активно проводить свой досуг не только местные жители, но и население всей Енисейской губернии.
Основной достопримечательностью заповедника являются скалы. Общее для всех скал название «Столбы», однако свои имена имеют не только все скалы, но и некоторые камни. Различают непосредственно «Столбы» — открытые для туристов скалы и «Дикие столбы» — скалы, расположенные в глубине заповедника, доступ к которым ограничен.
«Столбы» популярны вот уже более полутора веков. За это время возник и сформировался «столбизм».
Посещаемые туристами места можно условно разделить на три района. Первый — это фанпарк «Бобровый лог». Второй — начинающаяся в долине реки Базаихи канатно-кресельная дорога. Она проходит вдоль горнолыжной трассы и заканчивается на вершине хребта, откуда открывается чудесная панорама заповедника. Третий — крупнейший в заповеднике скальный комплекс «Такмак».
«Центральные Столбы» — район в 7 км от границы заповедника — занимают площадь примерно 5х10 км. Здесь расположены уникальные в своем роде скалы: «Дед», «Перья», «Львиные ворота», «Столбы» с I по IV и т.д. Собственные названия имеют и самые популярные ходы к вершине скалы — «Голубые катушки», «Дымоход». «Столбисты» рассказывают, что перед революцией большевики написали на самом большом «Столбе II» слово «Свобода». Ввиду сложности хода к вершине блюстители закона так и не смогли стереть эту надпись, и сегодня его периодически обновляют энтузиасты.
В долине реки Базаихи у подножия Такмака расположена «Китайская стенка». Именно здесь в основном и бывают «столбисты». Кроме самой «Китайской стенки» в этом районе располагаются скала «Ермак» и группа мелких скал «Воробушки» — «Цыпа», «Жаба»… В части заповедника, непосредственно примыкающей к городу, в долине Базаихи расположено несколько горнолыжных трасс. Наиболее популярны из них «Бобровый лог» и «Каштак».
Красноярск-Алматы
Енисейская губерния оставила массу положительных эмоций. Возможно, поэтому путь домой показался легче. Немного заплутали на дорогах Семея, однако встретившийся нам в ночи путник, сперва принявший нас за разбойников и оттого пытавшийся скрыться, сопроводил нас до нужной дороги и пожелал счастливого пути. Все-таки как бы хорошо ни было в гостях, а дома лучше. А дороги и у нас будут. Скоро. Надеюсь…

Skaz 14

IMG_9726