Renault Winter Driving School

Renault Winter Driving School: бочком — на кроссоверах

Заносы, активная езда боком по льду, экстренное торможение и фигуры «высшего» пилотажа — именно этому нас учили в Renault Winter Driving School, но не с позиции крутости, а с позиции безопасности и аккуратности

Зимой все навыки вождения обостряются: лед, снег, каша (она же шуга), перепады температуры — днем все тает и к вечеру на дорогах каток. Все эти условия требуют постоянного включения водителя в процесс передвижения по городу и за ним. Это перестает быть безликим путем из точки А в точку Б, а становится настоящим квестом.

DSC_2217

Именно такой квест и устроили нам ребята из Renault на Ладожском озере, вернее, на одном из его заливов. На льду глубиной более 50 см нас ждали два тренировочных полигона: площадка для фигурного вождения и две трассы «Снег» и «Лед» для закрепления навыков, полученных на первой.

dav

Автомобили: Renault Kaptur (2,0 л, бензин, АТ4 или МТ6) и Koleos (2,5 л, бензин и 2,0 л, дизель, на обоих – бесступенчатый вариатор CVT X-Tronic), полный привод, шипованные шины Dunlop Grantrek Ice02.

sdr

Началось все с самого простого: техничная «змейка» — отработка стабильности, виденье траектории и ее расчет. Ведь на льду все надо делать чуть заранее — скольжение, даже на шипах, еще никто не отменял.

sdr

Затем «змейка» с уложением. Задача: провести автомобиль через четверо ворот в шахматном порядке по верной траектории и не «метя хвостом».

На заметку: по голому льду лучше ездить спокойно, на ровном газу, без резких движений рулем и педалями. Тогда меньше шансов пустить машину в неуправляемый занос. 

_DSC2023

За полтора часа такой тренировки начинаешь чувствовать автомобиль, как родной. Мне на эти упражнения достался Koleos с 2,5-литровым бензиновым мотором и, само собой, «автоматом». Первые сомнения по поводу неповоротливости кроссовер развеял сразу же. А когда мы с ним крутили «бочки» на 360 градусов в непрерывном скольжении, и вовсе показал себя как легко управляемый, предсказуемый и очень веселый автомобиль.

sdr

На заметку: я целенаправленно не пишу слово «дрифт», как это принято во дворовых гонках. Если исходить из теории, которой здесь было сказано много, «снос» – это скольжение передних колес, «занос» – задних. Оба бывают намеренными и неуправляемыми. Наша задача была не допустить последнего. 

И вот, нас-таки выпустили на трассу «Снег»: 1,7 км, с достаточной шириной в 11 метров (дальше — хорошие «отбойники» из снега, из которых, при хорошем «залете» вытаскивали только другими автомобилями). По сути, снега на трассе не было — это был укатанный и припорошенный снегом лед. Задача — пройти ее максимально быстро, но при этом аккуратно и безопасно. Все решала выбранная траектория, нахождение немногочисленных мест с зацепом и правильность входа/выхода из виражей.

dav

Мой первый результат – 1.38 мин. Это многовато, можно и нужно лучше. Еще два круга, и на третьей засечке времени я привезла себе две секунды и смело отправилась на «Лед», имея в активе 1.36.80 мин.

dav

На «Льду» (длина  трассы 1,35 км, ширина — 9 м) все оказалось еще более «романтично». Если бы не обутые в шины с тренировочным шипом «Дастеры», по ней вообще было бы проблемно передвигаться. Но организаторы этот момент учли: на наших машинах стояли российские грязевые шины Master Sport  KX46 2-миллиметровыми шипами (по 300 штук в одной шине). На таких было не страшно писать виражи по голому льду.

dav

Принцип работы тот же: наметить траекторию, разгоняться на прямиках, оттормаживаться перед поворотами (заблаговременно!) и не забывать распускать руль после прохода апекса. Остальное — дело физики.  Мой результат на «Льду» — 1.47 минуты, можно было и лучше.

На заметку: если чувствуете, что автомобиль начинает срывать в неуправляемый занос, не теряйте (ни себя, ни время), корректируйте его газом и рулем (но не тормозом — понесет еще больше). Потеряете время — уберетесь. И хорошо, если это будет специально подготовленный для этого снег… 

_DSC1785

На следующий день нас всех ждал зачет по всем дисциплинам. Трасса, подготовленная на тренировочной площадке, была почти знакома: «змейка», «ворота»,  круг… Но был и внезапный элемент — полицейский разворот! Я до этого не делала его ни разу, поэтому эмоции просто зашкаливали.

_DSC2265

Нас оценивали инструкторы за верные траектории, за чистоту исполнения упражнений и, конечно же, за красоту. И в итоге мое время и баллы (которые или плюсуют, или отнимают секунды) – 1.35 мин – лучшее среди нашей группы.

За фигурным вождением были зачеты по «Льду» и «Снегу». Мне удалось улучшить свои результаты и сократить время прохождения трасс на 5 и 3 секунды соответственно.

На заметку: чтобы сделать полицейский разворот на льду собственными руками, многого не нужно. Только четкие движения и расчет: задняя передача, газ, разгон, нейтралка,
руль до упора, колеса — ровно, рычаг — в Drive! Если все сделали верно, вы — уже едете вперед. Кстати, не забывайте, что на тормоз жать не надо, от слова «совсем». 

На ужине мы долго разговаривали с инструкторами о пользе таких уроков. Ведь умение намеренно ввести и потом вывести машину из скольжения — это нужно не только для гонщиков. Ситуации, требующие своевременной и, главное, правильной реакции от водителя, могут возникнуть и в обычном городском движении: на гололеде или на заметенных снегом улицах. И тогда подобные навыки могут стать ключевыми. Не пренебрегайте ими.

dav

P.S. Организаторы подготовили для нас и еще один сюрприз — офф-роуд трассу для «Дастеров» и «Каптюров». Бревна, замерзший брод, глубокие ямы, диагональные вывешивания, снежная целина и даже круговая снежная трасса с элементами триала — все это было забавным и интересным приключением с командной работой и с использованием «джиперских» приспособлений: и динамических строп, и крюков, и сандтраков, и лопат. Повеселились от души! 

Если интересно узнать о Renault Winter Driving School, заходите на мой личный блог на Drive2.ru, — большой репортаж По льду и снегу Ладоги, или когда кроссоверы экстремалят к вашим услугам. 

Текст: Елена Никитенко
Фото: автор и Renault