987444

Пятый элемент

Вас никогда не охватывало легкое чувство дежа вю, когда вы знакомились с одним из очередных шедевральных прорывов человеческого гения в области инженерии, автомобилестроения, IT-технологий? Все очень просто – как правило, вы действительно это или что-то очень похожее уже видели, ну или читали об этом

Писатели-фантасты давно уже придумали неимоверное количество вариантов развития сценария нашей жизни на Земле. В каком-то роде их можно назвать пророками. Не всё, правда, сбывается, но они – писатели, обычно берут за основу мечты и желания людей – порой самые безумные, а потом находится столь же безумный гений-ученый, которому удается воплотить это в жизнь. И примеров тому неимоверное множество. Те же беспилотные автомобили или автомобили, управляемые роботами, мы видели уже в таких фильмах как «Разрушитель» с Сильвестором Сталлоне, «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером, «Пятый элемент» с Брюсом Уиллисом. Н-да, в 90-х годах прошлого столетия снимали хорошее кино!

aerial view of city interchange in tianjin, panorama of highway junction

Тогда это казалось фантастикой, сегодня же – это вполне себе вероятное будущее, которое едва ли не пятки нам наступает. И вполне вероятно в Алматы когда-нибудь действительно будет такой же трафик летающих машин, как в знаменитой картине Люка Бессона – тем более, что работы над автомобилями, способными преодолевать гравитацию, уже ведутся, а пока… Пока молодой и амбициозный аким пытается превратить южную столицу нашей страны в город для пешеходов и велосипедистов, заставив людей по максимуму отказаться от пользования личным автотранспортом. Этим летом жители и гости города чаще слышали пронзительный рев бетонных буров и асфальтоукладочных машин, чем трели соловьев и уханье сплюшек.

1133972

Впереди паровоза

Город для людей – это хорошо. Тем более что Алматы давно задыхается от смога. Аким не предусмотрел лишь самую малость – «пятый элемент». Он же homo sapiens. Ведь даже если город полностью перестроят по его плану к концу 2018 года, вряд ли найдется много людей, готовых отказаться от личного транспорта, как и тех, кто обменяет свой автомобиль с традиционным ДВС на электрокар.

И причины тому вполне объяснимые – вообще непонятно, зачем бежать впереди паровоза: город у нас слишком большой – ездить из одного конца в другой на велосипеде… А вы, товарищ аким, сами попробуйте сначала! Городской транспорт работает отвратительно – метро маленькое, автобусов после 22.00 не дождешься. Электромобили дорогие, да и инфраструктура под них не настроена – открыли пока только пару заправок. Сервис каршеринга до нас тоже еще толком не дошел. И это не говоря о беспилотных автомобилях – ну не успеют их к концу 2018 года запустить в серию. Я имею ввиду полностью беспилотные автомобили, которые смогут передвигаться по бетонным джунглям городов автономно.

1138649

Хотя в той же компании Bosch очень стараются. Система беспилотного управления автомобилем – одна из приоритетных задач у инженеров компании. И это неудивительно. Мегаполисы по всему миру страдают от переполненности. В том числе и транспортом. Пробки и поиски мест парковки в крупных городах доводят людей до белого каления. А ведь это не предел. По оценкам специалистов, к 2050 году в мегаполисах будет проживать вдвое больше людей, чем сейчас – увы, никто нынче не хочет доить коров и садить картошку. А это значит, что трафик будет только возрастать, качество воздуха ухудшаться, количество времени, проведенное в автомобиле, увеличиваться из-за пробок…

Искусственный интеллект…

…Это хороший повод с гордостью демонстрировать свои наработки, которые могут облегчить жизнь и избавить от множества проблем. Что в Bosch и сделали в июле этого года на конференции Bosch Mobility Experience 2017 в Боксберге. Электрическая Tesla была оборудована последней версией «автопилота», который показывал просто чудеса – благодаря множеству камер, датчиков и сенсоров он способен отслеживать качество дорожного покрытия, разметку, знаки, трафик и чуть ли не скорость ветра. Но еще все равно нужно много чего откалибровать, грамотно настроить, предусмотреть…

1126595

Суть в том, чтобы не только помочь человеку добираться из пункта А в пункт Б максимально мобильно и без стрессов, но и чтобы сделать из автомобиля «третье жизненное пространство» (после дома и офиса). На это уже будут работать сетевые технологии.

В следующем году Bosch обещает представить облачную платформу Automotive Cloud Suite, которая фактически послужит основой для реализации проекта транспорта, подключенного к Интернету. С ее помощью водители получат доступ к онлайн-сервисам для парковки, а также к своему «умному дому», находясь в пути. То есть, за счет подключения к интернету автомобиль сможет не только самостоятельно найти место для парковки, выбрать кратчайший путь с наименьшим трафиком, но и записаться на плановое ТО, попутно уточнив, имеются ли на сервисе необходимые ему запасные части, проверить наличие продуктов в холодильнике, которые могут потребоваться для приготовления ужина, и даже закрыть окно в доме.

453696

А еще беспилотные автомобили планируется наделить самообучающимся искусственным интеллектом, который сможет маневрировать на дороге даже в сложных и непредвиденных ситуациях. В общем, поработать еще есть над чем. Тем не менее в Bosch уверяют, что первые такие автомобили выпустят на дороги уже в начале следующего десятилетия. В этом направлении они тесно работают с компанией Daimler. И первые их наработки вы уже видели. Это был концепт кар F 015 Luxury in Motion, показанный в сентябре прошлого года в Сингапуре. В общем ждать осталось недолго, а пока…

Виртуальная реальность, вольты и ангелы-хранители

Пока для дня сегодняшнего в компании предлагают множество других решений, которые весьма актуальны. Среди них система предупреждения столкновения при повороте налево — очень простая и эффективная. С помощью ультразвуковых сенсоров, датчиков и камер она сканирует пространство вокруг автомобиля и если считает, что есть помеха, попросту блокирует управление, задействуя экстренное торможение.

1138658

Экономичных и весьма экологичных современных дизелей я, позвольте, касаться не буду – не вижу смысла рассказывать о том, что к нам все равно не завозят. Наши дилеры все время упирают на то, что у нас плохой дизель, из-за чего постоянно летят моторы. Однажды я не удержалась и рассказала об этом представителю Bosch, заодно спросив, могут ли они делать такие дизельные системы, которые были бы неприхотливы к качеству топлива. Он улыбнулся и ответил: «Поверьте, наши дизельные системы весьма неприхотливы. Я сам, уже несколько лет живя в Москве, использую в качестве личного автомобиля дизельный BMW, и заправляюсь на самых разных заправках. Никаких проблем. Не думаю, что качество дизельного топлива в Казахстане и России сильно отличается». Я тоже не думаю. Осталось выяснить, кто врет. Но это другая история.

1138666

А вот на e-bike с системой ABS, даже не смотря на то, что их поставки в наш регион также не планируются, заострить внимание хочется – вдруг наш дорогой аким пробьет нам эти электрические велики. Ну или хотя бы себе такой прикупит.

Если кто не в курсе, то появление ABS, ESP или, как их сегодня ласкового называют «электронных ангелов-хранителей, спасших миллионы жизней, — целиком и полностью заслуга Bosch. Их кстати постоянно совершенствуют. И как выяснилось не только. Так, несколько лет назад, немцы показали и внедрили ABS на мотоциклы. А теперь вот дошла очередь до электровелосипедов. Данная разработка предотвращает блокировку переднего колеса, а также не допускает отрыва заднего колеса от дороги. Это позволяет сократить тормозной путь и минимизирует риски перелета водителя через руль или падения с велосипеда.

1138642

Тех, кто уже сегодня отдает предпочтение гибридным автомобилям и электрокарам или хотя бы планирует их покупку, порадует тот факт, что развитие электромоторов не стоит на месте. К примеру, сегодня повились уже 48-вольтные силовые агрегаты. Ими вовсю оснащаются скутеры E-Schwalbe и маленькие компактные городские автомобили e.Go. И это не предел.

1138651

Еще одно инновационное решение, предлагаемое Bosch, по достоинству оценят работники автосервисов. Это очки виртуальной реальности, в которых отражается внутренняя конструкция автомобиля, благодаря чему специалист автосервиса может гораздо быстрее найти поломку и соответственно гораздо более оперативно ее устранить.

Текст: Оксана Черноножкина
Фото: Bosch