04-2063

Dakar 2016: 10-й этап. Рекордный

Говорят, что вот-вот решится судьба чемпионов Dakar. Говорят, что еще один-два этапа и все станет по своим местам. Но пока все довольно-таки непредсказуемо. Снова сократили этап, снова на трассе аварии, перевороты и сходы. И снова казахстанские команды улучшают свои результаты (ведь во всем важна стабильность!)

Начну с приятного: Артур Ардавичус уверенно привел Tatra к финишу на 6-м месте, поднявшись в генеральной турнирной таблице сразу на 6 позиций (13-е место), показав при этом мастерский пилотаж и отличную работу со сложной и запутанной навигацией (сюрпризы от организаторов). Конечно, немало такому результату «поспособствовали» и КАМАЗы (помните, я вчера о проклятье писала?). Эдуард Николаев, который к тому моменту почти нагнал лидера грузового зачета Де Роя, на 180-м км положил свой грузовик на бок. Помощи ждать пришлось долго — экипаж Каргинова пробил поддон, помог поставить машину на колеса лишь подоспевший экипаж Айрата Мардеева (которые к тому времени тоже потеряли достаточно времени на замене колеса и копании в песках).

— Очень интересный и сложный день, — делится впечатлениями Артур Ардавичус. — С утра отложили старт на час по причине того, что первый пелотон уже после начальных десяти километров начал бить рекорды аварийности. И туда не пускали вторую партию «мяса» – экипажи. Но когда канал очистился, пошли туда все. Овраги, потеря ориентации, перевертыши – все сегодня видели. И у нас была сегодня парочка навигационных ошибок, но без этого не обойтись – трасса сложная, с навигацонными заковырками – специальный выпуск от организаторов. Для штурманов сегодня была отличная проверка, это все отметили. Это доказывают десятки экипажей, которые в ночи до сих пор копаются где-то там, в пустыне.

К слову, скажу, что из 55 стартовавших десять дней назад грузовиков в строю остался лишь 31.

MCH40454

12339574_791755757618703_7099976788004181220_o

12471522_791755750952037_6443962076872791293_o

— Пески по своей сложности и структуре совсем не такие, к которым все привыкли, то есть либо африканские, либо эмиратские, — продолжает Артур. — Но то, что мы сегодня видели – это будто бы снежные горы. Белая мука, похожая на соль. Автомобиль вообще в нем не идет, садится сразу, а если впереди еще в горку… Мы спускали давление до критического в полторы атмосферы. И когда переваливаешь через дюну и попадаешь на мягкий участок, то автомобиль не слушается, куда его не направляй. Машина на бок заваливается. А мотогоны, бедные, страдают больше всех. Если с мягкого участка дюны он попадает на более мягкий, то сразу стукается шлемом в руль, а сиденьем получает подзатыльник и кувырком падает. Только тот, кто знает эту местность, эти пески, и как по ним двигаться, только те сегодня проходили маршрут без потерь. Инерции не хватает, чтобы перевалить через дюну и взять следующую, а их сотни… Вот и Николаев (прим. Эдуард Николаев, гонщик команды «КАМАЗ-Мастер») сегодня попал в такую «мучную» ловушку, закопался на несколько часов. Мы не садились ни разу. Были только проблемы с двигателем. В момент максимальных оборотов турбины, двигатель отсекает турбонаддув, и мы встаем колом. Ниже переключаться не успеваешь. Сдаешь назад и все заново. Это не дает возможности войти в системный темп, определенный ритм, нет постоянства движения. При этом нас никто не обгонял, обгоняли только мы. В итоге пришли шестыми. Растем понемногу в «генерале». Сейчас главное – удержаться.

MCH16875

03-3729

К тому времени, внедорожники уже тоже значительно потрепало. Нассер Аль-Аттия и Ван-Лун умудрились положить свои автомобили на бок. Попал в серьезное ДТП, финишировал предпоследним и, как стало известно только что, вышел из гонки Карлос Сайнс… Dakar действительно бьет рекорды. А Андрей Чередников продолжает закрепляться в 30-ке: финишировав на 19-м месте на 10-м этапе, ребята удержали 24-ю позицию в общем зачете.

— Прошли этап осмыслено, спокойно, — понимаем сложность трассы, — говорит Андрей Чередников. — Ехали на низком давлении, так как грузовики сильно разрыли канал, и колея была глубокая, вспаханная. Двигаться было практически невозможно, плюс камни в песке. Сами дюны несложные, но структура песка не позволяла подниматься выше второй передачи, момента двигателя просто не хватало, чтобы переварить столь вязкий грунт. Обороты постоянно на максимуме. Один раз блуждали вместе с КАМАЗом, потеряли немного времени. Думаю, это был самый напряженный день. Вернее, два самых напряженных дня. Вчера на спецучастке была вынужденная остановка – попадание песка на ремень гидроусилителя вывело его из строя. Предполагая, что нам еще предстоит пройти сто с лишним километров, принимаем решение – менять узел. Проезжаем пять километров и снова обрывается ремень. Решили ехать дальше, но вот тебе на – этап сократили! Думали, что потеряли все позиции. Но секция была настолько жестокой, что многие экипажи долго копались в песках. Радует, что у нас, по-прежнему, стабильный результат, — машина в порядке и настрой боевой. Алға, Казахстан!

20160110_203115_HDR

20160111_213544

Успехи казахстанских экипажей в своем интервью отметил и Ксавье Гавори, который координирует каждый километр на ралли-марафоне «Дакар»:
— Я особо не знаком с Казахстаном. Но зато, я знаком с казахами. Более двадцати лет назад казахская делегация приехала в Казахстан, чтобы участвовать в реконструкции битвы при Наполеоне. Много казахов тогда прибыло с большими грузами, чтобы выстроить тот быт, при котором они сражались в 19-м веке. Знаете, как-то гадалка сказала Наполеону – тебя погубят люди, которые едят лошадей. Полагаю, что это про казахов. Говоря о спортивной команде, ну, что сказать, — Артур Ардавичус сегодня пришел шестым, мне кажется, что тут нечего комментировать. Второй легковой экипаж тоже очень стабилен, и его просто нельзя не узнать издалека, — знаете, солнце на капоте, яркая раскраска… Вы молодцы.

Ксавье Гавари
Координатор гонки Ксавье Гавори

Сегодня, 14 января, гонщикам предстоит пройти 712 км 11-го этапа из Ла-Риоха в Сан-Хуан (Аргентина). 431 км спецучастка включают в себя все виды песка, множество бродов, гравийных секций и труднопроходимых каменистых дорог.