Africa Eco Race 2016: По пескам Африки

После финиша на Африканском континенте и трех – на Южно-Американском мне снова посчастливилось стартовать в марафоне с финишем на берегу знаменитого Розового озера. И теперь я понимаю, что не только DAKAR у каждого свой, но и гонка тоже сильно отличается одна от другой (DAKAR от Africa EcoRace)…

Что бы ни говорили те, кто рьяно стоит за название и бренд, оба ралли-марафона похожи лишь тем, что имеют почти одинаковую протяженность по дистанции и одинаковы по времени – две с лишним недели. В остальном это две совершенно разные по духу гонки.
Не буду рассуждать в этой статье про то, что происходило в Южной Америке (материал о «Дакаре» – на стр. 30). Скажу только, что смена высшего звена руководства в такой сложной гонке за пару месяцев до старта никогда еще не приводило ни к чему хорошему…
Оглядываясь на дистанцию Монако – Дакар, вспоминая радости и трудности, понимаю, что ралли-марафон, проходивший по трекам старого, африканского «Дакара», мне понравился значительно больше. Да, бренд, который создал и развивает знаменитый гонщик Жан-Луи Шлессер, пока не такой раскрученный, как DAKAR, но Шлесс сумел сохранить и пронести через уже восьмую гонку тот дух ралли-марафонов, который изначально привлекал и удерживал большое количество участников – от профи до любителей. Спорить можно до хрипоты, но эти споры не стоят ничего, так как основная цель ралли-марафона – собрать людей, идущих к одной цели, – финишировать в Дакаре; живущих одной мечтой – пройти дистанцию, проверить себя на прочность.
Судейская бригада почти вся состояла из тех, кто, как мне кажется, стартовал еще в первых «Дакарах». И этот факт наличия рядом с нами людей, которые знают нереально много о ралли-рейдах и марафонах, тоже добавляет вес и значимость проекту Жана-Луи Шлессера.
Еще один большой плюс – наличие возможности пройти дистанцию в любительском зачете «Рейд» на любых гражданских машинах и даже мотоциклах. Правда, в нем в этом году из Казахстана не стартовал никто, а из России всего двое – Сергей Уткин и Владимир Юмашев. Но факт возможности такого старта делает гонку еще более привлекательной. Организаторы разрешили ребятам меняться в процессе гонки. До дня отдыха на мотоцикле ехал Влад, после дня отдыха – Сергей. А еще орги даже предоставляют машины для зачета «Рейд» в аренду…
К чему эта информация? Все просто! У каждого из вас, кто читает эти строки, есть возможность дойти до Розового озера и увидеть знаменитый город Дакар! Да, участие в спортивном зачете более почетно, более освещаемо, более сложно, но если вы не профессиональный гонщик, а только мечтаете им стать, проехать от Монако до Дакара и понять, глубже погрузиться в мир ралли-марафонов, найти новых друзей со всего света, проверить себя, осмыслить многое, о чем даже еще не догадываетесь, – разве это плохо? Пройти дистанцию марафона в зачете «Рейд» – это невероятный шанс осуществить мечту миллионов поклонников гонок!

AFR16D02A0677

AFR16D01A0990

AFR16D08A0764

AFR16D03A0558

Кто на старте?
Ралли-марафон Africa EcoRace 2016 я прошел в составе экипажа с Юрием Сазоновым на прототипе Hummer H3 (зачет Т1.1), при поддержке Mobilex Racing Team. На гонку команда выставила еще два экипажа: Канат Шагиров/Виталий Евтехов (201) на прототипе Toyota Hilux (зачет Т1.1); Ерден Шагиров/Арслан Сахимов (208) на Hummer H3 (зачет Т1.1). Защищать честь Казахстана в зачете МОТО выпало молодой и подающей надежды мотогонщице Евгении Нестеровой (114).
Отдельной командой (Off Road Kazakhstan) вышел на старт экипаж Марат Абыкаев/Андрей Чипенко (228) на Toyota LC200 в зачете Т2 (серийные внедорожники). По документам от Казахстана были представлены две команды во всех зачетах, кроме грузового (Т4), но по факту мы чувствовали себя одной большой командой, единой многонациональной семьей, идущей к Дакару с одной целью – победить! Команда интернациональная не только по составу – я постоянно проживаю в России, Виталий Евтехов в Украине, – но и по технике. Машина Каната Шагирова (Toyota Hilux) изначально спроектирована в Японии, построена для ралли-рейдов в Бельгии. Модель Hummer H3, на которой выступали мы с Юрием Сазоновым, а также Ерден Шагиров, изначально американская. Команда постоянно базируется в Чехии, ибо так удобнее по логистике, и машины Hummer были построены в команде Мирослава Заплетала. Технички с номерами Литвы и Латвии. До старта и во время гонки нам помогали специалисты по настройкам электроники и «мозга» машин из Литвы. Механики тоже с разным гражданством и проживают в разных частях света. У Марата Абыкаева машина на узбекских номерах, технички – из России и Казахстана, а в сопровождении впервые ехали марафон ребята из Москвы. Латыши, литовцы, казахи, россияне, украинцы, венгры, французы, британцы и т.д. Многонациональность команд и всех участников гонки поражает! Для автоспорта и в автоспорте нет политики и разногласий. Тот факт, что правительство Казахстана и жители страны понимают значимость автоспорта на мировой арене, не может не радовать!
Мне приятно акцентировать на это внимание, быть в составе той команды, в которой ценят честь и достоинство каждого, уважают опыт и знания. Mobilex Racing и Off Road Kazakhstan каждый вечер стояли на бивуаке вместе, одним лагерем. Механики всегда были готовы прийти на помощь друг другу, и не важно, чья машина требовала ремонта в данный момент. Штурманы каждый вечер обменивались впечатлениями прошедшего дня, делились опытом и секретами навигации. Пилотам тоже было что обсудить и о чем поговорить. Представители же других стран почему-то, по каким-то неведомым и странным причинам стояли на бивуаках разрозненно. Сплоченность и взаимовыручка в команде – основной залог успеха и финиша в сложных гонках!

029V4449

029V4445

029V4475

AFR16D01A0083

Начало
Предстартовые проверки и торжественный старт проходили в Королевстве Монако. Участников гонки радушно принял Королевский теннисный корт, в административных зданиях которого проверялись документы, а в гаражах – готовность машин к старту. Прогуливаясь от отеля до места проверок, мы то и дело узнавали знаменитые по «Формуле 1» и ралли Монте-Карло улочки и повороты (шпилька «Казино», тоннель, «Шикана»). Мечта увидеть Королевский автоклуб осуществилась неожиданно. Узкие улочки Монако скрывают очень много зданий, и рассмотреть вывеску можно, лишь когда идешь по другой стороне улицы либо очень внимательно всматриваешься в каждую деталь очаровательного города. Пара фото на память около дверей автоклуба – и быстрым шагом дальше…
Место старта выбрано не зря. Королевство есть королевство. Свои регистрационные номера на машинах, свои законы, своя полиция, отсутствие мигрантов и присутствие представителей высших слоев общества со всего мира делает Монако весьма привлекательным. Ну и температура воздуха – она не опускается в конце декабря ниже +15! Лазурный Берег, однако!
После старта все участники гонки погрузили боевые машины на прицепы и помчали за 400 км, мимо Ниццы и Марселя, в город Сет – грузиться на паром в Африку. Приключения у нашей команды начались уже по пути на паром. Дело в том, что движение в колонне требует навыков и точных временных расчетов, а когда в колонне есть тяжелые грузовики, идущие с меньшей средней скоростью и требующие большого количества топлива в баках, любая остановка резко увеличивает временной коридор… Одним словом, паром чуть не ушел без нас. Благодаря хорошему отношению к команде руководителя гонки паром дождался команду, и как только мы вышли из машин, начали закрываться рампы. О приключениях на самом пароме можно написать отдельную книгу! Главное – все выспались, набрались сил перед гонкой, вдоволь пообщались с участниками других команд.

AFR16D12J0681

AFR16D11J2119

AFR16D09A1313

Сазонов/Кузьмич
Первый СУ в Марокко был сокращен наполовину из-за задержки парома, опоздавшего в порт прибытия на три часа. СУ получился как своеобразный Пролог перед основной трассой марафона. У нас же с Юрием Сазоновым он стал еще и тренировочным, так как до гонки мы не проехали ни километра в боевом режиме! Притирка в экипаже происходила уже на первых километрах после старта! Итог – первые в «Абсолюте»! Боевая тренировка прошла более чем удачно. Марокканские трассы и мне, и Юрию, равно как и всем членам команды, кроме Жени Нестеровой, были знакомы. В начале октября все прошли трассу предпоследнего этапа Кубка мира Rallye Oilibya du Maroc. Но были и новые дорожки, о которых не знал никто. Почти до финиша СУ4 мы лидировали в «Абсолюте», постепенно наращивая темп… А вот по итогам СУ4 из-за каменного ада, «съевшего» больше колес, чем у нас было в запасе, наше с Юрием преимущество ушло экипажу Каната Шагирова…
На 150-м километре было пробито заднее левое колесо, а запасок уже не осталось. Пришлось остановиться в надежде дождаться экипажей с такими же, как у нас, колесами. Больше получаса ожидания ни к чему не привели… Одни багги… Мы вырвались далеко вперед, но преимущество таяло на глазах и на таймере обратного отсчета. Приняли решение двигаться до тех пор, пока выдержит шина. Через пару десятков километров лохмотья стали разбивать подкрылки и задний бампер, и мы сделали вынужденную остановку, чтобы отрезать остатки шины. На голом диске двигались по песчаным частям дороги довольно быстро – до 140 км/ч, а когда снова начались камни, диска хватило лишь на 10 км. Остановились, поставили вторую «убитую» запаску. Так и финишировали…
Шанс отыграться был, ведь впереди еще восемь СУ, но после пересечения границы с Мавританией (и дня отдыха), когда начались самые жаркие дни и самые сложные пески, с мотором нашего Hummer стала происходить какая-то мистика. Технические виды спорта, ничего не поделаешь. Какая именно болячка поразила мотор, постепенно снижая нашу среднюю скорость ежедневного прохождения СУ, «покажет вскрытие». Но останавливаться, снижать весь возможный темп, прикрывать личную отдачу в работе мы не собирались и, стиснув зубы, продолжали идти к финишу. Итог – 7-е в «Абсолюте» и 2-е в классе Т1.1!

AFR16D08A0729

AFR16D03A1345

Шагиров/Евтехов
Канат и Виталий, перехватив от нас эстафету лидеров, все увереннее шли, наращивая темп и увеличивая отрыв от преследователей. В пылу спортивного азарта пару раз был шанс потерять преимущество. В неприметном месте на трассе, среди небольших дюн, вдруг подсели все до единого автомобили. Даже «КамАЗы» не справились с вязким песком и потеряли много времени на освобождение из «плена»! Аутсайдеры догнали лидеров и копали рядом: кто быстрее освободился из ловушки, тот имел большое преимущество перед остальными.
Второй раз спортивная фортуна чуть не вырвала удачу из рук экипажа 201 за пару десятков километров до финиша одного из мавританских СУ. В лидеры марафона вырвались спортсмены из Франции на багги (200) и везли 15 минут Канату Шагирову. Буквально за 10 км до финиша экипаж 200 заблудился среди мелких дюн, выйдя к финишному створу не по Дорожной книге. Судьям пришлось вернуть багги на трассу, чтобы экипаж нашел верную дорожку к финишу… Это стоило французам 40 минут отставания!
И в третий раз фортуна проверила экипаж 201 на прочность в мавританских песках. В самый жаркий и сложный день, с большим количеством песков, когда три лидирующих экипажа шли борт о борт, держа постоянно друг друга в поле зрения (эдакая джентльменская, но жесткая борьба за 1-е место в «Абсолюте»), за 50 км до финиша стало плохо Виталию Евтехову. Нервы, подсадки, жара, напряженная работа… На бивуаке Виталия достали из машины механики и буквально на руках отнесли в санчасть. Через час под капельницей штурман пришел в себя. Тепловой удар – штука страшная и сначала почти неощутимая… Однако никакие трудности и проблемы, никакие удары судьбы и измены удачи не помешали экипажу Каната Шагирова и Виталия Евтехова дойти до финиша на 1-м месте в «Абсолюте». Поздравляю с заслуженной победой!

AFR16D02A0745

AFR16D09A0984

Шагиров-мл./Сахимов
Самый молодой пилот нашей команды и самый молодой в истории ралли-рейдов, стартовавший на Africa EcoRace, которому на момент старта было всего 19 лет, – Ерден Шагиров, принявший старт марафона в дуэте с Арсланом Сахимовым. Показать мужество и собрать все силы, чтобы стартовать в ралли-марафоне такого уровня, – это уже достойно похвалы и уважения. А уж как гонка проверяла на прочность экипаж буквально ежедневно… Поломки, подсадки в песках, пробитые колеса, загнутые о камни рычаги подвески, катания до бивуака на «Метле» (машина, закрывающая трассу), моральное напряжение – ничто не сломило ребят и они достойно дошли до финиша на берегу Розового озера. Ерден осуществил свою мечту, мечту любого мальчишки и взрослого мужчины, – дойти до Дакара.

029V4517

Абыкаев/Чипенко
Представителям Казахстана в Т2 – Марату Абыкаеву и Андрею Чипенко – тоже было несладко. Сама по себе группа Т2 подразумевает выступление на практически серийном внедорожнике. Все основные узлы и агрегаты должны быть серийного производства. А это, скажу я вам честно, то еще развлечение! Там, где мы на суперпрототипах (Т1, SuperProduction) проносимся не задумываясь, ребятам приходилось останавливаться, сдувать шины, потом накачивать, затем снова сдувать, если входили в пески.
К тому же прочность, заложенная в стандартной машине, не предполагает скоростного передвижения по сложнейшему бездорожью. Максимум – пикник на траве да доползти до поляны на рыбалке. А тут марафон! По сложнейшим дорогам, не жалеющим ни шины, ни подвески, ни экипажи! Но ребята справлялись, упорно идя к финишу. Несколько раз на бивуаке их «двухсотка» появлялась уже в темноте, а перед днем отдыха вообще аж в 5 часов утра. Серьезная поломка опоры подвески чуть не выкинула экипаж из списка участников! Но справились. Устранили поломку и доползли до бивуака «на честном слове и на одном крыле»! Экипаж успешно дошел до финиша гонки и выиграл 2-е место в Т2. Молодцы!

Евгения Нестерова
Вот кому досталось больше всех, так это представительнице прекрасной половины человечества и «банды мотогонов» – Евгении Нестеровой. Опыта участия в гонках, который приобрела Евгения до Africa EcoRace, явно не хватало, чтобы спокойно и не напрягаясь дойти до финиша – Женя впервые принимала участие в ралли-марафоне такого уровня. К процессу ее подготовки подключились даже российская мотогонщица Анастасия Нифонтова и мотогонщик Вадим Притуляк, но времени на полноценный тренировочный процесс было не очень много. Мотоцикл был получен уже в Монако, то есть на нем не было пройдено ни километра перед стартом гонки. Но, несмотря ни на что, Евгения вышла на старт.
В первый же гоночный день начались приключения. На 90-м километре СУ разбортировалось заднее колесо. Замена не привела к положительному результату, так как у помощников не оказалось нужного инструмента, механики ждали на бивуаке, а найденные запасные камеры были все в заплатках… Итог – катание на «Метле» и прибытие на бивуак глубокой ночью. Дальнейшее прохождение дистанции было для Евгении реальным испытанием на прочность. На третий день на руки Жени было страшно смотреть: кровавые мозоли, забитые мышцы, синяки и ссадины даже на лице… Медики нашей команды, Константин и Виталий, по мере возможностей восстанавливали гонщицу, и наутро Женя снова выходила на старт СУ.
Конечно, Евгении еще далеко до финишей в первой пятерке, но она пришла на одном из СУ даже второй в «Абсолюте»! Значит, может! Да, еще есть над чем работать, но сам факт старта и финиша Евгении на берегу Розового озера в Дакаре – это очень и очень достойно уважения!

AFR16D02J0211

AFR16D11J1217

AFR16D10A1890

AFR16D03A0558

AFR16D08J0120

Эпилог
Кто-то любит рассуждать о победах, сидя в кресле у компьютера. А вы, компьютерные гении, пробовали пройти дистанцию марафона? Вы вообще знаете, о чем рассуждаете в соцсетях и форумах? Прийти на финиш в числе первых – это почетно и очень достойно уважения. Но победить себя, не сломаться, дойти до финиша, несмотря на поломки, дикую физическую усталость, накапливающуюся день за днем все сильнее; найти возможность даже просто добраться до старта, войти в состав команды – это огромная работа над собой, над привычным укладом своей жизни… Евгения, возможно, еще не осознала, что она сделала, но, уверен, жизнь и взгляды на многие вещи находятся в процессе серьезных изменений в лучшую сторону.
Вы, уважаемые читатели и болельщики команды MobilEx Racing, знаете имена экипажей, наверняка слушали мои подкасты с новостями с трассы, читали заметки в социальных сетях. А знаете ли вы, что все результаты были бы невозможны без кропотливой, изнурительной, ежедневной и еженощной работы механиков команды? Каждое утро ребята провожали нас на трассу, собирали тяжелые технички («Слоны»), ехали несколько сотен километров до следующего бивуака, раскладывали лагерь и ждали, ждали, ждали… «Знаешь, что самое трудное в нашей профессии? Перебрать двигатель на -30? Нет. Самое сложное в нашей профессии – ждать…» (к/ф « В бой идут одни «старики»). Эта цитата из известного фильма очень точно определяет суть работы механиков команды. Ждать ведь тоже надо уметь. Не сидеть, не бродить, а отдыхать, ибо работать придется, возможно, и до утра… А в каком аврале проходили последние дни перед гонкой! Выспаться ведь удалось только на пароме… Низкий поклон вам, ребята! Без вас не было бы ни финиша, ни победы команды!
На ралли-марафоне в составе команды шли к Дакару водители тяжелых «Слонов», журналисты, бригада сопровождения под наблюдением никогда не унывающего и мегаопытного Вадима Притуляка. Не раз Вадим выручал спортсменов команды советом, делом, запчастью, вкусной едой, шуткой, которая нужна была именно сейчас, чтобы взбодрить и поддержать. Спасибо тебе, Вадим, от всей команды и от меня лично!
И отдельно хочу сказать слова благодарности менеджеру команды – Нурлану Оспанову. Менеджерская работа только кажется простой, а заметна она лишь, когда начинаются «косяки». Пока все идет хорошо и ровно, ее никто не замечает. И это факт, правда спортивной жизни! С учетом того, что Нурлан влился в команду не так давно, Africa EcoRace стал серьезным экзаменом, который Нурлан сдал на отлично! Спасибо!
Пожалуй, самые большие слова благодарности хочу сказать тем, кто читает эту статью; тем, кто не смыкал глаз, сидя у монитора с картой слежения, собирая новости по крупицам; тем, благодаря чьей поддержке мы не унывали в сложных ситуациях и напрягали все силы, чтобы не сломаться в песках, копая десятый раз за день… Спасибо вам, уважаемые болельщики! От души желаю каждому из вас дойти до Дакара, если вы действительно увлечены ралли-рейдами.
Подготовка к следующему марафону Africa EcoRace началась уже сейчас. Сначала будет проведен анализ проблем и трудностей, с которыми мы столкнулись. После получения машин, которые пока идут паромом из Сенегала во Францию, необходимо будет снять и проверить все узлы, агрегаты, двигатели. Сделать выводы и учесть полученный опыт для будущих гонок в наступившем году. Экзамен сдан. Пятый финиш в Дакаре позади. Новая страница жизни перевернута… Удачи на дорогах и до встречи на трассах!

AFR16D10A1344

AFR16D01J0411

AFR16D12J0597

029V5371

029V5469

029V5362

Текст: Алексей Кузьмич
Фото: Mobilex Racing Team, Photos Africa Eco Race/Rossignol/Cunha