автомир 2

Уберизация: как новые технологии меняют мир

С недавних пор мировой словарный запас пополнил новый термин «уберизация». Термин происходит от названия международной информационной платформы Uber, созданной в 2009 году и представленной в 77 странах мира. За короткий срок инновационные технологии нашли применение в самых разных сферах жизни и деятельности человека. Все дело в простоте, удобстве использования и разумной цене. Технологии создают и задают новый тренд – сделать жизнь человека проще

Для Казахстана, где также представлен сервис Uber, он пока прочно ассоциируется со службой такси, хоть это и не совсем верно. Давайте смотреть шире. Uber и произошедшая от него «уберизация» – это, по сути, сбывшаяся мечта потребителей и производителей, которые устали от посредников. IT платформа эффективно соединяет проводников услуг, водителей, с потребителями услуг – пассажирами.

Как известно, одна из проблем казахстанского рынка в наличии большого числа посредников и перекупщиков практически в каждой сфере. Результатом их участия в экономических процессах становится часто необоснованное удорожание продукта, отсутствие конкуренции, должного сервиса и даже минимальных стандартов.

Что дает присутствие Uber на рынке страны? Во-первых, ускоряется процесс внедрения новых технологий. Это выгодно и обществу, и отдельным индивидам, так как делает жизнь комфортней и полноценней. Во-вторых, «уберизация» способствует развитию экономики, повышению качества производимых и предоставляемых услуг, модернизации компаний, улучшению сервиса, делая рынок более открытым, финансовые потоки прозрачными, а конкуренцию честной. Пользователи Uber знают, что достаточно поставить низкую оценку водителю, написать в службу поддержки, и проблема будет решена.

 К слову сказать, появление Uber запустило процесс создания подобных информационных платформ в сфере финансов, недвижимости, здравоохранения, образования, торговле. Т.е. в тех сферах, где задействовано большое количество потребителей, нуждающихся в услугах. На базе этих информационных платформ формируется удобная, прозрачная и понятная система взаимоотношений между заказчиками и исполнителями.

 В чем же секрет Uber?

  • Причина успеха Uber проста – мы решаем проблемы. Проблемы конкретных людей, городов и регионов. Сегодня есть множество городов, где люди часами стоят в пробках, где найти парковку просто невозможно. Переизбыток личного транспорта приводит к тому, что люди испытывают все больше и больше неудобств. И в этой ситуации Uber дает решение. Вам больше не нужен автомобиль! У вас есть возможность воспользоваться нашим сервисом! Чем больше людей будет отказываться от покупки личного авто, отдавая предпочтение альтернативам, тем меньше автомобилей будет на дорогах. Что же касается глобальных планов Uber, то ставка сделана на развитие UberPOOL: когда за одну поездку водитель подвозит сразу нескольких человек. Это снижает стоимость поездки, с одной стороны, и позволяет уменьшить траффик на дорогах – с другой. В более отдаленной перспективе нам интересны беспилотные автомобили. А это значит – меньше пробок, меньше занятых парковочных мест и меньше вредных выбросов в атмосферу. По большому счету, никакого секрета нет. Это инновации, которые применяются для решения существующих проблем в максимально удобном для людей формате», – объясняет генеральный менеджер Uber в регионе СНГ Алексей Стах.

 И все же есть у Uber ключевая особенность – компания никогда не останавливается на достигнутом. Как только она сбавит обороты, она перестанет быть инновационной. Поэтому стратегия Uber – постоянное развитие, расширение сразу по нескольким направлениям: географическому и продуктовому (разработка новых технологий и сервисов).

Да, в современном мире «уберизация» сталкивается с противостоянием. Но также сталкивались с противостоянием и непринятием компьютерные компании в 60-х годах ХХ века. Также бунтовало общество против автомобилей в начале ХХ века. Также работники первых фабрик ломали станки в середине ХIХ века.

Но в современном цифровом мире споры о необходимости новых технологий, об «уберизации» экономики выглядят немного странно. Если с помощью этой модели можно решить какую-то проблему, сделать жизнь лучше и комфортнее, то почему нет? Для людей это возможность зарабатывать в удобном для себя режиме или же получать уже привычную услугу в новом формате. Для компании – динамично развиваться в условиях, когда прежние модели развития уже изжили себя.

Внедрение технологий в жизнь человека – процесс необратимый. Крупнейшие в мире исследовательские компании, например, Gartner озвучили тренды на ближайшие годы: искусственный интеллект и продвинутое машинное обучение, интеллектуальные приложения и цифровые технологические платформы, распространение интернета вещей и приватность, беспилотные автомобили и безопасность для пешеходов. Сегодня тысячи сервисов, использующих модель Uber, работают над тем, чтобы людям было комфортнее.