tekeli 1

Текели: туда и обратно

В середине мая под Текели (Алматинская область) очень много больших вкусных грибов и… голодных клещей. В этом на своем опыте убедились Денис Молостов и съемочная группа нашего журнала, когда опрометчиво бросили машину и подались в горы на поиски обширных грибниц, как те гномы — на поиски лежбища дракона Смога

Маршрут выходного дня как-то сам собой нарисовался в голове после очередного обсуждения вкуснейших текелийских грибов и красивой природы тех мест, словно его вложил нам в умы какой-то старик в сером. А почему бы и не махнуть за 400 км в поисках «добычи», когда под окнами на парковке стоит обновленный Nissan Patrol, находящийся на тест-драйве в редакции?

tekeli

Неожиданное приключение
Рано утром тринадцать гномов и хоббит… Ой, это не из той сказки! В нашем приключении было всего лишь шесть человек, но местность знал лишь один — однако без добытчика в грибном деле никак нельзя. «Зеленый тракт» до Талдыкоргана мы описывали несколько номеров назад, когда нашей целью была уштобинская рыба («АвтоМир» №15, 2014). За полтора прошедших с того момента месяца ситуация почти не изменилась – ремонт идет полным ходом. Но «Патролу» все равно – даже те, кто спал на третьем ряду сидений, подперев спинками поклажу в объемном багажнике, почти не заметили тряски.
Я и представить не мог, что Текели так изменился за те шесть лет, что я тут не был! Но единственная 30-километровая центральная улица (одна из самых длинных в мире) на месте. По ней и едем. Наивный, я думал, что одним махом найду те грибные поляны, на которых тогда собирал «жатву». Но увы – пришлось искать проводника (хорошо хоть карту с лунными рунами разгадывать не надо было!).
В городе прохладно – не так давно в горах выпал снег, и мы опасались, что грибов может и не быть. Но проводник убедил нас в обратном, рассказав о нескольких мешках собранных на днях «шляпок». Синички, белые грибы, опята, маслята – у нас загорелись глаза и зачесались руки, словно у голодных хоббитов, так любящих грибочки. Загрузившись в Patrol, мы поехали покорять текелийские горы. Заблудиться там сложно – дорога ведет практически по прямой, а вдоль нее на развилках и поворотах стоят знаки-указатели в виде человечка на лыжах.

tekeli 2

Грибная Пустошь
На очередной поляне мы все же не удержались и остановились, хотя Patrol был полон энергии везти себя с полным загрузом все выше и выше в горы. Сказывалось это лишь на расходе топлива, который и по трассе-то был немаленьким (20–22 л на 100 км), а тут и вовсе не хотелось на датчик глядеть. Рассредоточившись по поляне и периодически перекрикиваясь, мы осматривали землю. И вот он — первый гриб! Смотреть на добычу прибежали все, как будто мы нашли не гриб вовсе, а алмаз Аркинстон. Еще минут десять, и мы двинулись дальше. Уперлись в обрыв, как и объяснял наш проводник, слева обнаружили деревянный домик и несколько дружелюбных собак. Егерь открыл нам шлагбаум, Patrol рыкнул мотором и полез в горы. Они здесь, кстати, весьма похожи на алматинские, только чуть пониже. Наш путь проходил вдоль обрыва – смотреть вниз было страшно, а ночью там, кажется, сражаются каменные великаны… Ох, перечитал я фэнтези… Развернуть пятиметровый внедородник на узкой тропке было невозможно, и мы ехали до самого Солдатского ущелья. А вот и поляна (надеюсь, хоть троллей там нет). Тут мы обосновались основательно: пикник у обочины, холодная речная водичка. Отдохнули, позагорали и пошли искать грибы. Но тут пришли они…

IMG_8795

IMG_6690

Битва двух воинств
…Кошкин хвост, как их тут много! Клещи атаковали нас со всех сторон! Только на себе я нашел штук пять, два из них уже успели хорошенько присосаться. Паника – это не то слово для описания охватившего нас чувства. Кое-как осмотрев друг друга, мы запихали в Patrol все вещи и поспешили ретироваться с «поля боя». Ту дорогу, что показалась нам страшной на пути вверх, мы пролетели на одном дыхании, благо Patrol оснащен целой кучей электронных помощников, в том числе и при спуске с горы. Иначе мы точно угодили бы в пропасть от того, что беспрерывно чесались и вертелись в машине.
Возле шлагбаума мы не хуже клещей напали на егеря с вопросами об энцефалите и прочих ужасных последствиях укусов. Он поспешил нас успокоить, мол, опасных тут один на миллион, но от этого легче не стало. В Талдыкоргане, в доме родителей одного из нашей команды, мы надолго засели в бане — и лишь тогда успокоились.
Итог нашего неожиданного приключения – не так много грибов в багажнике, «чесотка» от клещей и все-таки хорошее настроение от самой поездки. Ведь в каждом из нас есть тот бунтарский хоббитский дух, о котором писал Толкиен…

IMG_8849

IMG_8865

НАШ АВТОМОБИЛЬ
Внедорожник 2014 модельного года получил легкий рестайлинг внешности и салона («АвтоМир» №23, 2014). Экстерьер разбавили новая радиаторная решетка, дневные ходовые огни, интегрированные в фары, но самым заметным изменением стали задние светодиодные фонари. Они наконец-то получили гармоничную форму и дополнили мощный кузов. В интерьере появились более дорогие материалы отделки и новые опции. Шасси, система полного привода AllMode, управляемая джойстиком, 8-ступенчатый «автомат» и 5.6-литровый двигатель в 400 л.с. остались прежними. Нареканий за время поездки к «Патролу» не было — короткие свесы, отличная проходимость, сумасшедшая тяга (можно даже полный привод не подключать). Огорчал лишь расход: 23 л в трассовом режиме — это перебор, господа.

НАШЕ МЕСТО
Текели («теке» — горный козел, «елик» — небольшая антилопа). Город стоит в верховьях Каратала в предгорьях Жунгарского Алатау. Это — конечная станция железнодорожной ветки от станции Коксу на линии Семей — Алматы. Текели знаменит не только длинной асфальтовой дорогой, но и единственной в Казахстане электрифицированной узкоколейной железной дорогой. Заложенный в конце 30-х годов прошлого века как промышленный городок в месторождении полиметаллов, Текели во время Великой Отечественной войны добывал свинец для каждой восьмой отлитой пули.