Renault Kaptur CVT X-Tronic

Renault Kaptur CVT X-Tronic и погребенный Чингисхан

Сегодня мы весь день катались по капшагайским степям на Renault Kaptur CVT X-Tronic. Этот локальный тест-драйв стал полной альтернативой первому официальному тесту «Каптюра» с вариатором, который проходил в Питере и был исключительно городским. За день мы прошли почти 400 км, из которых больше половины – по степным дорожкам заповедника «Алтын-Эмель»…

Расскажу немного о самой местности, которую мы изрядно исколесили. Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель», в который мы въехали со стороны поселка Шенгелды (120 км от Алматы), раскинулся на все 520 тысяч гектаров в долине реки Или – именно там больше всего уникальных археологических и историко-культурных памятников, а также краснокнижных животных (вроде маралов) и растений (вроде саксаула).
Энциклопедия сухо рассказывает нам, что «флора парка насчитывает около 1800 видов растений, среди них 21 вид занесен в Красную книгу Казахстана, около 60 видов являются эндемичными и редкими формами Джунгарского Алатау и Или-Балхашского бассейна». Порой наш проводник, едущий в первой машине, останавливал всю колонну и показывал куда-то вдаль рукой: «Там маралы!», но мы, сколь ни вглядывались в желтеющую пустыню, никого не могли разглядеть…

dsc_0692

А вот сквозь заросли саксаула пришлось прямо-таки продираться – до того густо он в этом году разросся… Всего за каких-то километров 20–30 ландшафт вокруг нас кардинально менялся несколько раз: невысокие горы, степь, камни, песок, снова степь… Но мы везде дубасили от души, хвала подвеске! Kaptur радовался такому легкому, неагрессивному бездорожью и позволял разгонять себя до 100 км/ч без риска пробить подвеску или вылететь с трассы.
Между тем, все машины с вариатором оснащены 1.6-литровым 114-сильным мотором и передним приводом – об отсутствии полного привода никто ни разу и не вспомнил (правда, и случая не представилось). Доступен CVT X-tronic в версиях Drive и Style (нет его только в базовой версии Life), цена – 5 745 000 тг. и 6 040 000 тг. соответственно.
Что же касается вариатора: он фирмы Jatco, доработанный российскими инженерами Renault (они вмешались в алгоритм работы коробки для более плавного перебора виртуальных передач и прочих радостей).

dsc_0704

Бес Шатыр: могильники
Первой нашей остановкой на территории заповедника «Алтын-Эмель» стал сакский царский некрополь IV-V вв. до н.э. под названием «Бес Шатыр» («Пять Шатров», читай – курганов). На самом деле курганов здесь куда больше, но имя могильникам дано благодаря пяти самым крупным – высота самого крупного из них, Большого Бесшатырского кургана, достигает 17 м, а диаметр – 104 метров!
В таких курганах издревле хоронили героев, вождей или полководцев. Почти все они ко времени обнаружения были уже разграблены вандалами, но в некоторых из них кое-что сохранилось – именно благодаря им ученые узнали, что в древнем сакском обществе было принято создавать огромные захоронения, чтобы полностью увековечить свое положение в загробном мире. Кроме того, нашим ученым удалось восстановить деревянные конструкции-склепы, созданные из тянь-шаньской ели, внутри курганов – теперь туда ходят экскурсии.
Окружены курганы не менее уникальными древними конструкциями – менгирами. Эти камни, выставленные по кругу, чем-то напоминают знаменитый Стоунхэндж в Англии, только гораздо меньшего размера. Также неподалеку было найдено и уникальное святилище с наскальными рисунками – Тамгалы Тас (170 км от Алматы), но до него мы не доехали. Время уже перевалило за 3 часа пополудни, а нас еще ждал Поющий бархан…

dsc_0677

Поющий бархан: чудо света!
Еще около часа езды по степным дорожкам на радость «Каптюрам» – и мы у подножия величественного Поющего бархана (182 км от Алматы). К этому времени уже можно делать выводы о расходе топлива «Каптюра» с вариатором (о версии на «автомате» читайте на стр. 22), а он не может не радовать – в среднем 7.2 л на 100 км.
Бархан, невесть откуда взявшийся посреди двух гребней Джунгарского Алатау (песка-то рядом даже нет!), мы увидели в лучах заходящего солнца, ровным светом залившего всю долину. Самые смелые из нас дошли пешком до середины бархана, выше – не рискнули. Проводник же рассказал, что по нему классно (и полезно) ходить летом, после захода солнца, и обязательно босиком! Горячий песок – отличный массажер.
Высота Поющего бархана 150 м, длина – около 3 км. Когда мы приехали навестить его, он не «пел» – ветра не было. Причиной же его пения является движение песчинок и их трение друг об друга, причем «поет» лишь сухой песок – чем большее его количество приходит в движение, тем сильнее звук (от писка до органной мелодии или даже грохота!).

dsc_0738

Таких «музыкальных» барханов в мире всего два, второй нашли на территории Мексики (кстати, еще одно их уникальное свойство – они не кочуют, как привычные нам пустынные барханы). Недаром наш Поющий бархан вошел в шортлист «Семи новых чудес света»! Его просто необходимо увидеть своими глазами.
Ну а мы, наскоро перекусив, отправляемся дальше, пока не стемнело. Еще один перегон по бездорожью – и перед нами асфальт (вышли мы в районе поселка Басчи). Миновав Сарыозек и перевал Архарлы (его, кстати, отлично отремонтировали), мы двинулись на Капшагай, а затем – и на Алматы, заценив заодно и акустический комфорт от вариатора, отмеченный в пресс-релизе.

dsc_0736

Итог: не врут! Неприятно гудеть вариатор начинает лишь после 130 км/ч.
Кстати, медаль «Каптюру» и за шумоизоляцию – на скорости за 135 км/ч мы в салоне разговаривали абсолютно спокойно, не повышая голоса (большой шаг вперед от «Дастера»).
Экспедиция удалась на славу: довольны все – и люди, и автомобили. Впечатлений – море, и все это у нас под боком. В общем, всем рекомендую!

Atelier Renault: теперь и в Казахстане

dsc_0673

Теперь казахстанским покупателям доступен стайлинг-пакет от Atelier Renault. 17-дюймовые легкосплавные диски Steppe Energy, накладки на кузов Energy Look – боковые молдинги, накладки на решетку радиатора и дверь багажника, наклейки на крышу, оранжевые вставки в салоне и коврики из пакета Orange). Цена дисков, накладок и наклеек (Ultra Energy) – 158 000 тг. (но все можно взять и по отдельности: стикеры на крышу – 46 000 тг., диски Steppe Energy – 36 000 тг., диски и накладки на боковые зеркала – 53 000 тг., пакет цветных элементов кузова – 99 000 тг.), цена пакета Orange – 79 000 тг.

Мифы и легенды «Алтын-Эмеля»
Про эти места издревле ходит множество легенд, слухов, россказней… Например, поговаривают, что название Алтын-Эмелю («Золотое седло») дал сам Чингисхан, увидев закатные горы и долину, залитую золотом заходящего солнца. А Поющий бархан издревле ассоциировали с потусторонними силами и духами пустыни. Вот одна из легенд:
«В древние времена путешествовал по миру шайтан. Подсматривал за людьми, строил козни, успевал везде и не пропускал ничего. Однажды прогневался на него Всевышний и лишил возможности молниеносно передвигаться с одного места в другое. Тогда шайтану пришлось пешком добираться до своего дома — а дом стоял на вершине горы. Долго шайтан шел по степи, пробирался по извилистым тропам вдоль берегов реки Или, наконец устал и прилег отдохнуть. Так труден был его путь и так тяжело было бремя свершенных им деяний, что шайтан уснул крепким сном. И спит он до сих пор, обратившись одиноким барханом, и ничто и никто не могут его разбудить — ни палящее солнце, ни дожди, ни грозы, ни ветры. Только иногда одинокий стон вырывается из его груди, когда кто-то пытается потревожить навсегда уснувшего шайтана».
Другая же легенда вновь отсылает нас к Чингисхану – мол, именно здесь похоронен он и его войско. А поющий песок – душа хана, которая «изнемогая от душевных мук, рассказывает потомкам о своих подвигах».

dsc_0726

Текст: Елена Никитенко
Фото: автор