HotSummerTrip2017: Путями древних караванов

Лето у каждого свое: у кого-то – море и пляж, у кого-то – автомобиль и дорога. Мне просто жизненно необходимо, хотя бы раз в году, бросать все, садиться за руль и наслаждаться дорогой

Прошлым летом мы сделали марш-бросок в солнечный Узбекистан – до Самарканда и обратно #DusterAsiaChallenge2016. В этом году решение «закрыть» для себя эту страну пришло само собой.

Итак, наш маршрут этого лета: Алматы – Самарканд – Бухара. Около 3000 км, 6 дней и столько красоты вокруг! Древние города Шелкового пути, фрукты, дыни и плов – мечта…

20170716_125338

Итак, поехали!

Пока за бортом комфортные 25 градусов, мы едем прочь из Алматы. На выезде заливаем полные баки наших Toyota Hilux и Kawasaki Vulkan (да-да, с нами мотоцикл) и канистры. Дальше – на Шымкент!
Это – первый серьезный «дальняк» моего супруга на двух колесах, поэтому готовились к нему мы очень серьезно: мотоцикл разжился полусинтетикой Motul 5100 10w40, «холодными» свечами и масляным фильтром в хромированном корпусе (просто для красоты).

20170715_200335

Трасса А2, как и в прошлом году, – это хороший асфальт и бетонка, почти полное отсутствие АЗС и радаров (несколько разбитых «скворечников» и парочка стационарных постов, а вот стреляющих в лоб экипажей также не встретили).
А вот на желтые предупреждающие знаки о снижении скорости и неровностях на дороге надо реагировать обязательно: в 99% из 100 они висят не просто так (как бы это удивительно не было) и там действительно либо яма, либо неровный стык, либо что-то еще. Машине, в принципе, все равно, а вот мотоциклу – критично.

20170716_091100
Утренний трафик в Алтын Орде
20170716_091620
Этот «Унимог» прошел тысячи километров по всей земле, если судить по наклейкам. За рулем итальянцы — приятная пожилая пара, собрались куда-то на север нашей родины

Hilux на бетонке и на ровном асфальте чувствует себя отлично. Расход по трассе – 8,8–9,5 литров. Конечно, на разгон 2,7-литровому мотору нужно немного больше времени, чем хочется, но дискомфорта это не приносит.
А вот последние 15 км до Шымкента с «классическим» казахстанским асфальтом дали нам прочувствовать все «прелести» пикапа: «Я – старый солдат и не знаю слов любви», – именно так говорила подвеска моей спине и рукам. Трясло неслабо. А наш круизер на этой дороге явно почувствовал себя эндуро.

20170717_203603

20170716_164824
К сожалению, аварии на трассе нередки. Это один из наглядных примеров того, как не надо ездить… Надеемся, что все остались живы

Утро в Шымкенте – это духота и +24. В город мы приехали еще засветло, хотя по трассе останавливались больше, чем обычно – мотоциклисту был нужен отдых. Дальше мотоцикл с нами не поехал – уже пожилой мотор тяжело перенес 700-километровый перегон: появились ненужные звуки, неровности в работе… Очень обидно, конечно, но и перспектива сломаться где-то между Ташкентом и Самаркандом нас тоже не радовала.

Мелочью плати!

В этот раз решили проходить границу также через КП «Майский» (в 18 км от Черняевки). Пешего народу там гораздо меньше, зато есть фуры (Черняевка же пускает лишь легковой транспорт), но они идут отдельным коридором и никому не мешают. Еще один момент: если вы – гражданин России или другого государства, границу через «Майский» вы не пройдете, только через Черняевку.

20170716_163345

Прошли границу достаточно быстро, более того – меня узнали пограничники с узбекской стороны, хоть и машина была другой.
Сильно заинтресовал досматривающих кузов нашего Hilux, защищенный родным алюминиевым вкладышем. Простучали все, но снимать не стали.

ВАЖНО: имейте при себе и сумы, и доллары (мелочь). За медицинскую справку водитель отдает 6000 сум (около 300 тг.), а за услуги таможни – 5$. Уже после выезда оформили страховку на передвижение по Узбекистану (14 дней – 29 000 сум, это около 1500 тг.).

Ташкент мы прошли ходом, но все равно засветло добраться до Самарканда не успели. И заметили несколько интересных фактов о местном движении: узбеки ездят быстро, совсем не боятся полиции, фары не включают даже в сумерках (экономят что ли?), зато в ночи шпарят на дальнем или беспрерывно фарят.
Трафик в полдесятого вечера между Ташкентом и Самаркандом просто бешеный, и летят все по неосвещенным перевалам перед Самаркандом под 140, вынуждая держать их темп.

20170716_175116

Самарканд: обсерватория, монастыри и музеи

Самарканд в этом году удивил перекопанными въездами – около 15 минут Navitel (хвала ему!) водил нас по всевозможным маршрутам, пока наконец один из них уперся не в ремонт, а в наш отель. Как оказалось наутро, перекопан вообще весь город (прямо как Алматы): в Самарканде повсеместно кладут рельсы – строят вторую линию трамваев. Пыль, грязь, ямы и пробки – все, как у нас.

20170718_193044

Конечно, Hilux со своим клиренсом и на шинах Toyo Open Country AT Plus просто не замечает ям. А вот местные «Матизы» и «Нексии», цепляя бамперами, едут дальше. А что делать?
В Самарканде множество достопримечательностей, не зря же он – в сотне городов мира, обязательных к посещению. Чего стоят лишь Мавзолей пророка Даниила или обсерватория Улугбека…

20170720_114921
Нам подошли TOYO Open Country AT Plus в типоразмере 265/65 R17. Стоимость такого комплекта – 138 000 тг.

Последняя, к примеру, построена в 1424-28 годах Мухаммадом Тарагай Улугбеком, внуком Тимура. Еще в раннем детстве он интересовался астрономией, а когда стал полноправным правителем Самарканда, построил себе настоящий храм науки.
Три года, множество смелых и прорывных для тех лет приемов в строительстве, тонкие математические расчеты – обсерватория Улугбека, благодаря уникальной конструкции высокого здания, позволяла даже днем наблюдать за звездами. К сожалению, в 1449 году идейный вдохновитель – Улугбек – был убит, и обсерватория практически перестала работать. А ее здание было частично разрушено религиозными фанатиками, частично – разобрано на кирпичи.

20170718_145056
Входная группа в развалины обсерватории Улугбека
20170718_145230
Это – все, что осталось от некогда величественной обсерватории Улугбека. По этим «рельсам» ездил секстант, а точность измерений поражает до сих пор

До наших дней сохранились лишь крохи ее былого величия – подвальная часть с «рельсами» и секстантом. Но и этого достаточно, чтобы оценить весь размах любви Улугбека к астрономии и его открытия – астрономические таблицы из его обсерватории пользовались славой на Востоке, очень долго оставались непревзойденными по точности и даже были перепечатаны в Европе.
Кстати, вход в обсерваторию Улугбека стоит 19 000 сум для туристов (около 1000 тг.).

Сквозь тьму веков

Бухара. Этот город просто пропитан древностью: желтые кирпичные и глиняные стены, голубые купола мечетей и медресе, минарет Калян, базар под древними куполами, крепости и палящее солнце.
От Самарканда до Бухары – 300 км по не очень хорошей дороге: она полна сюрпризов в виде ям, колеи, участков с ремонтом и вся – в поселках (прямо как наша Кульджинка).

20170719_123647

20170719_123628

Как только мы покинули Самаркандскую область, изменился и стиль вождения местных жителей: если там они летели 130–140 км/ч, не скидывая скорость даже в населенных пунктах, то здесь – все по правилам! Ответ оказался простым: у этой области есть треноги и полицейские чаще всего радарят в поселках.
Улочки самой Бухары более менее ровные, а вот перекрестки – удивительны: круглые, овальные, совершенно не стыкующиеся друг с другом. Кажется, в этом жарком городе им и вовсе не придавали значения…

20170719_143033

И тем не менее, Бухара удивительна. Особенно на закате. Завораживающая и заставляющая дышать реже, чтобы не спугнуть Время, которое застыло здесь, у минарета Калян. Не покорившийся Чингисхану, переживший многие войны, разрушения и смерть государств, этот 46-метровый шедевр древнего зодчества помнит всё.

DSC_0111
Минарет Калян – один из самых высоких в Центральной Азии. Его высота 46,5 метров, а построен он в далеком 1127 году. Минарет пережил нашествие Чингисхана и Фурманова – никто не решался рушить произведение искусства древних зодчих

DSC_0080

DSC_0074

View of Kalon mosque - Bukhara - Uzbekistan

Приложи руку к древней виртуозной кирпичной кладке, закрой глаза и… слушай: вот по винтовой лестнице поднялся муэдзин и читает невероятно красивую молитву с вершины Каляна; вот эмир пирует со своими подданными в древней крепости Арк, а прекрасные наложницы танцуют танец живота; а вот свистят стрелы и ржут кони, идущие в галоп… Надо только закрыть глаза…

20170719_195642

ВАЖНО: по Бухаре лучше всего гулять на закате (с 18.00 до 23.00). В это время город оживает – спадает утомляющая и испепеляющая жара (до +50), появляются туристы, торговцы, машины и повозки.

Бухара – туристический город, в нем много европейцев, поэтому здесь можно найти такие «блага», как банкоматы, работающие с картами Visa, ароматный свежесваренный кофе разных видов (от «кофе с молоком» до латте и мокко), пиццу и прочие «радости» современного человека. Но мы рекомендуем поесть настоящего узбекского плова, например, в ресторане «Бадреддин» в самом центре Старой Бухары. Средний чек на троих удивляет – 150 000 сум (ок. 7500 тг.), а на столе – салаты, вино, чай, фрукты и, конечно же, отменный бухарский плов.

20170719_155028

20170719_175524

20170719_175436

MUST HAVE 

Генеральным партнером нашего путешествия в этом году выступил Bank RBK. И не просто так, а с реальным продуктом – платежной карточкой Visa Platinum с пакетом «Путешественник». И это действительно удобная штука для заграничных поездок: получение наличных из банкоматов без процентов, бесплатный интернет-банкинг (всегда знаешь, сколько осталось), хороший Cash-Back, страховой сертификат… В общем, рекомендуем.
Однако на деле оказалось, что в Узбекистане с платежными картами не все так радужно. Узбеки не дружат с Visa’ми – в стране в ходу лишь карты их банков (в основном, Master Card), поэтому терминалы даже не читают другие. Банкоматы тоже не согласны «дружить» с валютной картой.
И лишь в Бухаре, городе, наполенном иностранными туристами и уже «европеизированном», мы нашли единственный банкомат, который обслуживает исключительно карты Visa и исключительно в валюте – и через пару секунд мы уже держали в руках новенькие хрустящие доллары.
Но есть во всем этом и большой плюс: имея такую карту на руках, можно не возиться с декларацией на таможне (по крайней мере, с графой «Валюта»). Приехали, сняли, гуляете.
Но запомните: в Узбекистане с валютой очень строго – нельзя вывести больше, чем ввезли, поэтому все, что сняли необходимо потратить.

20170719_190607_1

Домой!

Через пару дней мы рванули из Бухары в Ташкент (500 с лишним км), без проблем перешли границу и забрали в Шымкенте наш Kawasaki Vulkan. Как показала практика и качество дорог, мы мудро поступили: в Узбекистане надо ездить либо на BMW GS, либо на других тур-эндуро.

20170720_110044

А вот Toyota Hilux был великолепен на протяжении всего трипа: он бодро скакал вперед, питался не совсем понятным и приятным ему топливом (в Узбекистане с бензином все очень плохо – зачастую это 76-й под видом 80-го). Реакцией на некачественный бензин стали небольшая детонация в жару и повышенный на литр-полтора расход как следствие небольшой потери мощности.

DSC_0223

Кстати, путешествовать на пикапе – легко. В кузов можно загрузить все, что вашей душе угодно. У нас там всю дорогу «жили»: несколько ящиков с мелочами; большой набор инструментов (который пригодился мотоциклу несколько раз); домкрат для мотоцикла; две канистры 10 и 20 литров (в Узбекистан разрешено ввозить максимум 40 литров топлива); необходимые для путешествиях вещи: компрессор, провода для прикуривания, трос и т.д.

20170723_135806

По ходу нашего путешествия кузов пополнялся и другими вещами: дынями, арбузами, бутылками с водой (в общей сложности мы выпили, наверное, литров 70).

Отдельное спасибо Toyota Kazakhstan за усовершенствование кузова Hilux алюминиевой накладкой и задвигающейся роликовой крышкой кузова.
Цена вопроса немала: 282 400 тг. за вкладку и 668 500 тг. за крышку. Сам же Hilux в версии «Престиж» стоит 14 150 000 тг.

Единственное «но», с которым мы столкнулись в процессе погрузки вещей в кузов – недостаток крепежных крючков. Их всего два – нам не хватило. Пришлось изобретать, как закрепить канистры (а вышло, кстати, недурно, главное, купить стяжки с крючками (цена – 1500 тг. за пару).

DSC_0116

TOYO Open Country AT Plus

Мы ни капли не пожалели о том, что переобули пикап в шины TOYO Open Country AT Plus. Хорошие, в меру мягкие, с брутальным зубастым протектором, шины оказались отличными спутниками.
Первое, что нам очень понравилось, на скорости шины не шумят. Точнее, шумят, но в меру – ни гула, ни воя, ни других странных или раздражающих звуков нет (а дальней дороге это очень важно).

20170722_134237

Open Country AT Plus очень помогли ходовке нашего пикапа на разбитых узбекских дорогах – о пробитии не было и речи. Мы порой были настолько уверены в шинах и машине, что не делали резких движений в попытках объезда ям. Благодаря своей ширине Open Country отлично глотают даже крупные ямы, не перенося вибрации от них на руль и кузов.
Конечно, высокая скорость – не их конек. Впрочем, она же не конек и пикапа. В особо коварное бездорожье мы на них тоже не совались, а до Хивинских песков – не доехали, но шины в долгой дороге оценили по достоинству.

20170715_093648

Motul 5100 10w40: дела житейские

Когда едешь в длительное путешествие на уже не новой технике, с собой надо иметь все и даже больше.
Ничего не предвещало «потери» масла у мотоцикла, однако очередной осмотр на трассе после пройденной 1000 км показал обратное. Потеющий сальник и езда на повышенных оборотах на мотоцикле с мотором, для этого не предназначенном (V Twin 400 хорошо работает на низких оборотах), сделали свое дело: масло в двигателе плескалось ниже уровня.
Но проблема – не проблема, когда есть, чем решить: долили 150 грамм масла и в путь. Остальное – решать уже дома…

20170722_161720

В общем, наше путешествие удалось на славу. Из «непокоренного» остались Хива и Ферганская долина. И мы обязательно вернемся в эту солнечную страну за вкусом дыней и плова. И вам советуем!

20170722_122631

DSC_0246

DSC_0096

Текст и фото: Елена Никитенко
Редакция благодарит компанию «МиК Тюнинг» за оклейку машины и Mitsubishi центр Allur Auto – за шиномонтаж