DusterAsiaChallenge: Восточный экспресс

Лето – время новых открытий. Вот и «АвтоМир Казахстан» отправился в небольшой пробег под скромным названием DusterAsiaChallenge: 2500 км, две страны (Казахстан и Узбекистан), три города (Шымкент, Ташкент и Самарканд) – за 6 дней

Вводные данные просты: едем мы на 2.0-литровом бензиновом полноприводном Renault Duster, на летних шинах TOYO Proxes CF2 SUV, а за съемку нынче отвечает металлический флагман от Huawei – P9 (да-да, почти все фотографии здесь сделаны на смартфон!).

Эх, и не сидится мне дома! Только приехали с сыном с Иссык-Куля (Кыргызстан), как тут же рванули в новое путешествие. Ташкент и Самарканд– прекрасные города с манящей древней архитектурой… Ну как не посмотреть на них, а заодно и удовлетворить свою жажду к пробегам? Ответ прост: никак. Маршрут мы проложили также простой, но длинный: Алматы–Шымкент–Ташкент–Самарканд-Шымкент–Алматы. Усложняется он только проходом границ да тем, что с нами едет ребенок (ведь путешествие с ребенком – тот еще квест).

cof
Только приехали с сыном с Иссык-Куля (Кыргызстан), как тут же рванули в новое путешествие. Ташкент и Самарканд – прекрасные города с манящей древней архитектурой…

День 1
Вчера мы за 8 с копейками часов, завоевав титулы «железных поп», домчали из Алматы до солнечного Шымкента. Заправив в Алматы на АЗС «Газпромнефть» полный бак 92-го бензина (40 литров), мы чуть-чуть не дотянули на нем до Шымкента, пришлось дозаправляться – Duster оказался на редкость не прожорливым: средний расход по трассе – 8–10 л, в зависимости от скорости движения (а максимально комфортно ему на 100–110 км/ч).
Трасса А2 – очень приятная, за исключением последних 100 км, где еще продолжается строительство (после аула Турара Рыскулова). Да и с заправками, начиная с Тараза (500 км от Алматы), – проблема. Дело в том, что теперь вокруг Тараза проходит новая объездная дорога, которая хоть и сократила расстояние между Алматы, Таразом и Шымкентом, но все еще не разжилась. Все заправки и кафе (если вдруг решили перекусить) остались на старой трассе, идущей по поселкам, имейте это в виду.
В Шымкент мы въехали уже ночью и были удивлены: на дорогах мрак, несмотря на фонари. На лампочках экономят, что ли? Зато, добравшись до места ночевки, я уже разгадала тайну здешних водителей –
они жмутся к машинам на алматинских дорогах, потому что привыкли к узким полосам разметки! Серьезно, в них же грузовик почти не помещается! Но и к этому можно привыкнуть, а вот к шымкентскому стилю вождения – вряд ли. Благо, завтра мы идем на Ташкент…

dav
Чтобы потестировать шины TOYO Proxes CF2 SUV на бездорожье, даже не пришлось съезжать с асфальта. Трасса А2, которая местами до сих пор в ремонте, дала нам такую возможность
dav
Магазины при заправках АЗС «Газпромнефть» – место, где на трассах всегда есть люди. Хотдоги и настоящий кофе – все, что нужно в дороге

День 2 и 3
Шымкент остался позади, а наш «Дастерок» перебрался через границу и уже пристроился отдыхать в солнечном Ташкенте. Но обо всем по порядку.
Путешественникам на заметку: после Шымкента трасса А2 еще только строится, причем вовсю. Пыль, ямы, скорость движения – 50 км/ч, много дорожной полиции с радарами, поэтому лучше соблюдать все знаки.
Границу в Черняевке на машине не пройти – транзит закрыт. Пришлось вернуться на 11 км назад по А2 и свернуть на пропускной пункт Майский (он практически сразу у трассы, не промахнетесь, да и навигация о нем в курсе).
Люди проходят границу быстро – очередей практически нет. Переход же на машине у меня занял 2.5 часа, при том что очереди тоже не было. Просто все очень и очень долго. На узбекской стороне процесс перехода еще больше затягивается: сначала один пограничник оформит пропуск (или что-то вроде того) на вас и машину за 4500 сум (250 тг.), затем другой – оформит экспорт/импорт страховку (5$, именно в долларах, так что иметь мелочь при себе немаловажно, чтоб не бегать по границе).
Багаж лучше собрать в несколько аккуратных сумок или чемоданов и потом спокойно просветить их на «рентгене». Иначе узбекский border control вытряхнет всю машину на пол. Побегать водителю также придется: от окошка к окошку, потом – за печатью.
Как прошли границу, сразу сверните налево – там кафе и пункт оформления автомобильной страховки. Да, для передвижения по территории Узбекистана нужна страховка. 14 000 сум (1000 тг.) – и ее вы получаете на две недели (если едете на меньшее время, не беда – страховка стоит одинаково, что на 5, что на 14 дней).

dav
Впереди – узбекская сторона. Эта водная преграда несет на себе очищающую функцию…
dav
На границе Казахстана и Узбекистана — море подсолнухов!
cof
Центр Ташкента — гостиница «Узбекистан»

Ташкент разительно отличается от Шымкента – он хорошо освещен и здесь шире полосы движения. А еще очень много зелени, фонтанов и памятников архитектуры, несмотря на мощное землетрясение 1966 года. Тогда город был разрушен почти до основания и восстановлен силами всего СССР – здесь до сих пор районы носят имена их создателей, строителей из Украины, Ленинграда, Москвы, а сами люди чтут память об этой трагедии и братской помощи.
Настало время сделать путевые заметки. Наш «Дастерок» отлично справился с ремонтируемой дорогой – он бодро валил по разбитым дорогам приграничной зоны, без намека на пробои подвески (хотя возможности были). А вот система кондиционирования еле-еле справляется с жуткой жарой – в районе границы было +40…
Тестовые шины Toyo Proxes CF2 SUv также отлично показали себя не только на хорошем асфальте, но и там, где его не было (на строящейся А2): они комфортные, мягкие, при этом хорошо держат дорогу на высоких скоростях и умело справляются с неровностями, делая и без того хорошую работу подвески «Дастера» еще приятнее. Но есть и минус: в широкие ламели для отвода воды забиваются весьма крупные экземпляры камней, которые не только неприятно стучат при езде, но и могут вылететь кому-нибудь в лобовик…
Едем дальше.

cof
Это – самый центр Ташкента. Здесь стоят гостиница «Узбекистан», несколько старинных зданий (что вы видите на фотографии) и знаменитые городские башенные часы, которые остановились один раз за сто лет – 26 апреля 1966 года в 5 часов 22 минуты 53 секунды. В момент начала 8-балльного землетрясения, разрушившего Ташкент

cof

dav

cof
Медресе Муи-Мубарак. Здесь в здании библиотеки лежит знаменитый Коран Османа, датируемый VII веком. Хранится он в специальном сейфе, где поддерживается определенный температурный режим и влажность

cof

dav

cof
Вот такие даблдекеры возят экскурсии по Ташкенту. Цена для местного населения – 26 000 сум, для туристов – 59 000 сум
cof
Музей памяти жертв репрессий открыт в Ташкенте не так давно, но сюда уже водят экскурсии
dav
Ташкентская телевышка – 11-я по высоте в мире и самая высокая с открытой для посещения смотровой площадкой в Центральной Азии. Ее высота 375 м

День 4
Сегодня мы перебрались из Ташкента в жемчужину Востока – старинный город Самарканд. До него по трассам – 310 км. Дороги в Узбекистане нормальные, правда, порой немного узковатые.
Кстати, если вы надеетесь в пути на Google-карты, лучше передумайте сразу – они упорно не хотят вести по маршруту в Узбекистане. Нас спасли Navitel и Яндекс-карты. Последние немного «глючили», да и Navitel не всегда соображал быстро, но на место нас приводили практически всегда.
Интересные наблюдения: бензин в Ташкенте стоит 2505 сум за литр 95-го (176 тг), по трассе и в Самарканде – 3000 сум (210 тг.). В основном все здесь ездят на газе (метан и пропан), а если не на газе, то заправляются 80-м. Заправку с 95-м еще надо найти – газ и 80-й в приоритете. Кстати, 92-го тут тоже нет – вместо него 91-й. Кроме того, в том же Ташкенте километровые очереди на заправках (по непонятной нам причине – бензин вроде есть, газ тоже). И вот настал тот момент, когда нам пришлось «покормить» «восьмидесятым». Мотор, к чести его создателей, даже не заметил перемены!

cof

cof
А здесь, в библейском уголке Самарканда, покоится рука пророка Даниила. Говорят, чтобы не болеть, сюда нужно приезжать хотя бы раз в год
cof
Здесь паломники, приходящие в мавзолей пророка Даниила, могут отдохнуть, послушать молитвы или просто предаться думам…

cof

cof
Это — захороненная рука пророка Даниила, которую, по легенде, привез в Самарканд Эмир Тимур…

cof

cof

Самарканд – действительно сердце Востока, город, отправляющий вас в Средневековье, в сказки и в историю. Здесь лучше оставить автомобиль и пройтись по узким улочкам пешком, чтобы окунуться с головой в быт этого старинного города.
Когда-то Самарканд был столицей империи Эмира Тимура (Гур-Эмира), поэтому именно здесь стоит его мавзолей – одно из мест, которое обязательно нужно посетить. Не пожалейте денег – возьмите в мавзолее экскурсовода, который расскажет множество интересных исторических фактов и легенд об этом великом воине и месте, где он покоится.
Еще одна реликвия – рука пророка Даниила – покоится здесь, в Самарканде. Мавзолей пророка Даниила, святого, равно почитаемого тремя основными мировыми религиями, – место, куда стекаются тысячи паломников. Говорят, что его ключ, бьющий у подножия мавзолея, обладает целительной силой, а само место несет благодать…
Конечно же, просто необходимо увидеть величественные творения Тимуридов и Шайбанидов на площади Регистан – мечети и медресе поражают своими размерами и красотой…
Вечером же, завалившись на топчан под открытым небом, просто насладиться тишиной, красивейшими молитвами муэдзина, разносящимися из минаретов мечетей и мысленно попасть веков на 5 назад, когда мир был другой, а Самарканд – почти такой же…
А завтра был путь домой…

dav
Это и есть мавзолей Гур-Эмира – фамильная гробница Тимура и наследников империи, которая была воздвигнута в 1404 году. Это – шедевр среднеазиатского зодчества, который занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры

cof

cof

cof
Площадь Регистан

День 5
Утром наш «Дастерок» покинул чарующий древний Самарканд и направился в сторону Ташкента и границы – КПП Майский. 350 км, и вновь наш автомобиль – звезда узбекской стороны. Все ходят, фотографируют, ведь такие машины здесь до сих пор редкость из-за высоких (250%) таможенных пошлин.
Однако, судя по нашим наблюдениям, ситуация все же улучшается: многотысячные ряды Daewoo Nexia, Matiz, Damas и Chevrolet уже нет-нет да разбавляют Toyota Land Cruiser, LC Prado, Mercedes-Benz, BMW… Причем, в основном, новые модели. Однажды в Ташкенте нас поверг в шок кортеж из Rolls-Royce и трех Range Rover, а во время ужина тишину нарушил громогласный рев Porsche Panamera, водитель которого явно решил, что вместе с машиной он приобрел пожизенный иммунитет от сотрудников дорожной полиции.
На этот раз границу мы прошли быстрее, несмотря на то, что досмотр был куда серьезнее. В машине (и в багажнике, и в салоне) побывала овчарка, а пограничники были полны желания снять обшивку и сиденья. Слава богу, обошлось!
Впереди – почти 100 км до Шымкента и отдых. А завтра — домой, в Алматы!

sdr

cof

cof

dav

День 6
Итак, наше путешествие плавно подходит к концу. Об обратном пути из Шымкента в Алматы могу сказать только то, что пока ехать придется через перевал Кордай. Несмотря на то что после его ремонта виражи и закрытые повороты заметно сократились, а полосам добавили ширины (особенно в местах спусков и подъемов), ехать там нужно предельно аккуратно и с полным соблюдением скоростного режима – дорожная полиция, пункт которой стоит прямо на спуске, приготовила водителям много сюрпризов в виде скрытых камер, фиксирующих неправомерные обгоны и превышение скорости и передающие все это дело на пост.
В Алматы мы въехали ночью и от души порадовались этому – «пробки» в районе «Алтын Орды» уже успели испариться, и мы прямиком рванули домой. Отдыхать!

cof

cof
За 6 дней пройдено 2500 км. «Взято» 3 города: Шымкент, Ташкент и Самарканд. Потрачено 250 л топлива и 34 100 тенге на это самое топливо

Поведем итоги
За 6 дней пройдено 2500 км.
«Взято» 3 города: Шымкент, Ташкент и Самарканд.
Потрачено 250 л топлива (бензин, АИ-92 и лишь один раз – 80, в Узбекистане, по причине отсутствия других вариантов) и 34 100 тенге на это самое топливо.
На прохождение границ в общей сложности «убито» 4 с половиной часа.
Дорожная полиция Узбекистана остановила всего 3 раза на въезде-выезде из Ташкента и лишь на предмет наличия их страховки. За тонировку, вопреки предупреждениям, не сказали ни слова.
200$ = 1 000 000 сум. Почувствуй себя миллионером!
Использовано три навигатора: Google карты, Navitel и Яндекс карты.
«Дастерок» чувствует себя прекрасно. Автомобиль оказался на редкость непривередлив (даже к 80-му бензину или что там было вместо него?) и вынослив (дороги не везде были идеальны, а жара так и старалась добить кондиционер, механизм которого в Ташкенте и Самарканде работал очень уж шумно).
Шины Toyo Proxes CF2 Suv оказались выше всяких похвал – все выдержали и подарили нам комфортную езду. Ни шишек, ни прорезов/проколов, ни заездов на шиномонтажки для подкачки… Колеса прошли 2500 км по разным покрытиям – от асфальта до грунта, посуху и по воде (между Алматы и Шымкентом мы попали в сильнейший ливень – шины оказались на высоте, еще бы, с такими-то водоотводами!).
Ну а все фото здесь, в материале, – прекрасная работа Huawei P9 (в промежутках между работой навигатором и, собственно, телефоном).
В общем, поездка удалась! Рекомендуем всем!

По возвращении у нас сложились несколько полезных советов для автопутешественников, собирающихся в Узбекистан:
– поменять деньги на сумы лучше на границе (точнее, перед ней). С курсом обычно не обманывают. В Узбекистане есть два курса: официальный и на черном рынке (например, 200$ на черном рынке – 1 млн сум, а на официальном – всего 600 000 сум, сколько потеряете, ясно без слов).
– эти же «менялы» за 200 тг. заполнят вам декларации быстрее ветра.
Можно заполнить и самому: в нее нужно внести все наличные деньги, фотоаппараты, мобильные телефоны, планшеты, игровые приставки – все нужно обозначить как б/у.Если есть дети, также внести их в декларацию к одному из родителей (паспорт ребенку нужен). Золото нужно вносить в декларацию, только если вы везете его в подарок. Те украшения, которые на себе, записывать не надо.
– если собрались проходить границу на машине, отдайте пассажирам, которые пойдут пешком, максимум вещей: чемоданы, сумки (все, что останется в машине, вы понесете на рентген самостоятельно), фотоаппараты и даже мобильные телефоны (себе оставьте один для связи). Дело в том, что узбекские таможенники будут просматривать все электронные носители – галерею, WhatsАpp и прочее. Чем больше у вас гаджетов – тем длиннее досмотр.
– при прохождении границы имейте при себе мелочь – в сумах и в $. На узбекской стороне вас попросят оплатить страховку импорт/экспорт (5$) и еще какие-то услуги (4500 сум = 300 тг.).
– после того как пройдете границу, сразу сделайте страховку на автомобиль по Узбекистану – 14 000 сум (1000 тг.) на две недели. Это единственный документ, которым будет интересоваться дорожная полиция.
– ограничения по трассам в Узбекистане – 90 км/ч, стационарных радаров почти нет. Зато много стреляющих ручным радаром полицейских на машинах и много постов между областями.

Huawei P9: эра металла

huawei-p9

Этот смартфон – флагман линейки Huawei с системой андроид 6.0 Marshmalow с фирменной оболочкой Emotion UI. Он появился на рынке Казахстана совсем недавно, а нам удалось оценить его возможности раньше всех. Скажу сразу: оценивали мы его не совсем как профессиональные тестеры телефонов. Нам были интересны несколько иные его параметры, которые более важны в путешествии, чем производительность мощного восьмиядерного процессора Kirin 955. Диагональ экрана Huawei P9 — 5,2 дюйма, разрешение – 2К и высокая мощность батареи (3000 мА/ч) сделали его практически идеальным помощником-навигатором в дороге. Именно Р9 с успехом водил нас по Узбекистану, мгновенно подгружая карты из Navitel или Яндекс-карт (как я уже писала, с Google были проблемы) – еще бы, а иначе на что ему 3 Гб (как вариант, 4) оперативной памяти? Кстати, с 32 гигабайтами встроенной памяти в этот телефон можно скачать практически весь Google Play, что очень полезно в путешествии с ребенком – игры, программки и всяческие развлечения не стали для нас проблемой, место позволяло. Отдельного внимания заслуживает камера Р9 – новейшая 12-мегапиксельная двойная камера с лазерной фокусировкой, апертурой f/2,2 и размером пикселя 1,76 мкм с двойной вспышкой и оптикой от Leica. Надо ли говорить, что фотографии получаются не просто хорошие, а шикарные! Кроме того, камера имеет профессиональные ручные настройки и умеет сохранять снимки в формате Raw для редактирования. Скажу одно: надобность ношения с собой профессионального фотоаппарата у нас практически отпала…

Путешествие с ребенком: лайфхаки

sdr

Когда собираетесь путешествовать с ребенком, лучше продумать все «на берегу»: что он будет есть в дороге, как спать…
Максимальный комфорт и безопасность обеспечить просто: детское кресло (или в нашем случае – бустер), подушка для шеи (в кресле ее заменят специальные «ушки»), обязательный ремень безопасности… Когда маленький пассажир заснул, настает пора плавного вождения.
Наш путешественник проспал целых 4 часа нашего трипа в Шымкент! Простора в Duster хватает – ему было комфортно (научился спать в полевых условиях в нашем путешествии на автобусе на Иссык-куль).
Перекусывали мы на тех немногочисленных заправках, что встречались на пути (с собой мы везли только сухпаек в виде лепешек и соков/воды).
Когда сын проснулся, он весьма любопытствовал обстановкой (ливень, радуга, пыльная буря – за 700 км было все) и всячески был рад путешествию. Втянулся!

P.S. Порадовали возможности камеры Huawei P9: она реагирует на звук (можно сказать, например, «ЧИИИЗ», и он сделает фото), поэтому фотографию сделала на ходу, даже не отвлекаясь от дороги.

Дорожные наблюдения
Если хотите поесть плова (например, в «Центре плова» в Ташкенте или в «Суперплове» в Самарканде) – приходите до 12 дня. Потом плова не будет. Вообще. Мы два дня за ним гонялись, а в итоге отвели душу в чойхоне на трассе под Самаркандом (там прямо целый городок из кафе — рекомендуем). За целый поднос отличного самаркандского плова, салат из помидоров, компот, чай двух видов и еще кучу всего мы заплатили 35 000 сум (2800 тг.). Чойхона под названием «Рохат» – семейное дело, а хозяин был очень рад путешественникам из Казахстана.

Шины Toyo Proxes CF2 Suv

cof

Шины TOYO появились на рынке Казахстана в начале весны этого года, но уже успели зарекомендовать себя среди водителей. Поэтому, когда мы выбирали покрышки для нашего путешествия, главной их задачей были комфорт, надежность и устойчивость к «стрессовым ситуациям», так сказать. Выбор пал на Toyo Proxes CF2 SUV, и мы ни разу о нем не пожалели. За счет нового состава резиновой смеси с содержанием силики эти шины получили улучшенные тормозные характеристики на мокрой дороге (а 4 широкие канавки успешно предотвращают эффект аквапланирования – проверено). Протектор шины также отлично справляется со своей задачей – обеспечивает уверенную курсовую устойчивость при движении и низкий уровень шума. Proxes CF2 SUV получили инновационный бесшовный брекерный слой для более высокой прочности на высоких скоростях. По итогам нашей поездки можем добавить, что шины обеспечивают отличное сцепление с дорогой, комфорт вне зависимости от покрытия и низкий уровень шума. Подробнее об этих и других шинах можно узнать на www.toyotire.ru и у официального  дилера шин TOYO и Nitto в Казахстане — компании «Призма Оверсис», www.supershina.kz 

Текст и фото: Елена Никитенко