Автопутешествие: «Дух свободы»

Внедорожный проект «Дух свободы» снарядил 2-недельную экспедицию — cо 2 по 13 мая — на полуостров Мангышлак. Цель – прокатать маршрут по самым интересным местам Прикаспийского Казахстана. А задача EX-ROADmedia — накануне летних отпусков рассказать о путешествии по самым интересным и необычным местам Западного Казахстана.

Максим Малинин_1

Точкой сбора экипажей и старта автомобильного путешествия был выбран пригород Волгограда (Россия). Далее: переход российско-казахстанской границы под Астраханью, ночевка и собственно маршрут. Белоснежные горы Аккергешена — плато Актолагай – перевал Маната — город Бийнеу – скалы западного Устюрта — ступени Тузбаира – «Лев-гора» — таинственные шаровые конкреции — мечеть Шакпак Ата – гигантский провал Жигылган — Форт-Шевченко — Голубая бухта – «Чертов палец» — пляжи Каспийского моря – город Актау – клыки урочища Босжира. И, в качестве бонуса, заезд на знаменитое соленое озеро Баскунчак. Уже на российской стороне. В течение 12 дней 21 автотурист, самому младшему из которых 4,5 года, на пяти внедорожниках планируют пройти 2700 км. Отдохнуть, посмотреть вышеописанное, проверить машины и опробовать снаряжение. Но обо всем по порядку.

Весь первый день у нас заняло прохождение границы. Второй день нашего путешествия предполагал только перемещение вглубь от границы и решение разных организационных вопросов. Пройдено 320 км. О том, что после границы с дорогами беда, нас предупреждали. Но что «международная», как она обозначена на картах, трасса будет в такой беде, мы не ожидали. Местами асфальта просто нет. Тот участок, что на фото – не показатель. По сравнению с тем, что автопутешественников ожидает дальше, — это трасса «Формулы 1».
Стоимость газа в Казахстане — 40-42 тенге (8 рублей) за литр. Это если платить местными деньгами. Карты на махоньких газовых заправках не принимают. Могут взять рублями, но по курсу 4. Что, кстати, все равно дешевле, чем в России — по 16 руб/литр. Цены на бензин/дизель тоже ниже, чем в России. Примерно: 95 – 136-142 тенге/литр. 92 – 123-125 т. АИ 80 – 85-89 т. ДТ – 99 т. Напомним, 5 тенге (т) – это 1 рубль.

Максим Малинин_актырау

Максим Малинин_волгоград2

В 15:00 въезжаем в город Атырау. Цели две – поменять деньги и купить казахские SIM-карты. Если этих двух действий не сделать, то пребывание в Казахстане становится неоправданно дорогим. Представительства множества банков, включая российские, и салоны сотовой связи расположены вокруг центральной площади города. На все достаточно часа. После Атырау дорожное покрытие становится значительно лучше. Практически идеальный асфальт.
В 18:00 принимаем решение встать на стоянку до захода солнца. По описанию из отчета других автопутешественников находим поворот в степь и попадаем на вполне себе off-road. Проверяем, что может «Соболь 4х4». Выясняется, что многое. На тех, кто с выдающимися внедорожными способностями Соболей был раньше незнаком, преодоление колеи произвело сильное впечатление. В хорошем смысле слова.

Андрей Щукин_волгоград

3 день. 4 мая. Аккергешенский экс-роуд
Удивительно могут складываться обстоятельства. Даже специально очень трудно свести в одном месте и в одно время захватывающую цель поездки, жесткое внедорожное рубилово, командную взаимопомощь и использование всего взятого с собой снаряжения. Однако ех-road (бывшая дорога) к Аккергешену такая – путь приключений и открытий.

IMG_8743

Постичь природу этого явления мы не смогли. Возможно, провалы в асфальте — дело местных духов, которых тут, согласно древним легендам, в избытке, и они совсем не в восторге от паломничества к ним туристов. Аккергешен реально не пускал к себе. Пробовали ехать по «дороге». Завяз головной Паджеро Спорт. Вытащили. Попытались двигаться параллельными степными тропками – посадили сразу две машины. Первой завязла «сотка», а за ней — и поехавший на выручку УАЗ. Всей толпой и хай-джеком вынули из колеи пикап. А затем уже он выдернул Toyota Land Cruiser 100.

Максим Малинин_дорога на аккергешен

Максим Малинин_дорога на аккергешен2

А вот решить неожиданно возникшую проблему с коробкой передач внезапно отказавшегося ехать петербургского Land Cruiser Prado сходу не удалось. До плато Аккергешен добрались, рассадив экипажи по другим машинам. Белоснежные горы Аккергешен — не что иное, как подводный рельеф древнего мирового океана, некогда существовавшего здесь. Затем воды Сарматского моря, объединявшего Черное, Каспийское, Средиземное и Аральское моря, отступили, и открылась захватывающая панорама меловых отложений, необитаемым островом возвышающихся посреди голой степи. Образованные в Юрский период, хрупкие меловые горы постепенно разрушаются. Ветер и дождь точат породу изо дня в день, так что каждому новому путешественнику открываются новые виды и тайны древних отложений. Весьма интересна и местная флора. Выжить в мелу без воды под палящим солнцем суперсложно. Но некоторым удается.
Аккергешен оправдал наши ожидания полностью. Увидеть это стоит, причем обязательно надо подняться наверх, благо это совсем не сложно даже без всякой горной подготовки. При определенной сноровке на некоторые вершины даже можно въехать на внедорожнике. Координаты самого зрелищного места меловых выветриваний: 47.321088, 54.402805

Максим Малинин_Аккергешен

Максим Малинин_босжира3

5 день. 6 мая. Самый красивый и насыщенный день маршрута
Получать утреннюю кашу из … туалета было странно, но в автотуризме чего только не случается. Вчера палатка была бытовым удобством, а сегодня стала компактной кухней. Внутри — стол, плита, котел, а что еще надо для быстрого горячего завтрака. Ура креативу наших ангелов-хранителей Дениса и Александры.

Андрей Щукин_босжира2

Максим Малинин_команда

В 10:20 покидаем площадку для отдыха и выдвигаемся к перевалу Маната. Сегодня у экспедиции «Автопутешествие по Казахстану» один из самых насыщенных дней: в планах — посещение солончака Сор Тузбаир и «Шаров», пробег более 200 км и, как мы это любим, внезапные остановки у незапланированных интересностей. Например, как можно проехать мимо макового поля? Правильно, никак, да и не нужно, ведь главная прелесть автомобильных путешествий – возможность останавливаться, где захотелось.
Минуем перевал Маната. Место замечательное, в первую очередь своими видами. После уже надоевшей за несколько дней плоской как стол степи машину вдруг обступают скалы, а через лобовое стекло открывается абсолютная красота. Фотосессии достойно все: вид с высоты на долину, многослойные горы, причудливые природные рельефы. Можно не останавливаться. Перевал Маната достаточно пологий и затяжной, так что времени хватит отснять все. Примерно в километре после перевала от асфальтовой трассы влево в степь уходит неприметная грунтовая отворотка на Сор Тузбаир. Координаты съезда: 44.10003, 53.12376. Но обратите внимание на то, что координаты поворота на дорожку к достопримечательности время от времени меняются. Возможно, дорожку к Тузбаиру придется поискать, но она всегда есть, слишком уж примечательное для туристов место.

Максим Малинин_баскунчак2

Максим Малинин_лошади

Максим Малинин_маки

Сор Тузбаир – величественное творение природных стихий. В этом месте плато Устюрт чинками (обрывами) огромных ступеней круто обрывается к огромному солончаку (сору). Здесь удивительная и своеобразная красота природы Мангыстау раскрывается в полной мере. У основания небольшого возвышения Кызылбас взор приковывает гора, напоминающая собой сфинкса, горделиво взирающего на труднопроходимые бастионы плато Устюрта. Останцовые горы, гребни и утесы с глубокими обрывистыми лагунами, ошеломляющая панорама выбеленных солью берегов впечатляет. Вот уж действительно не зря ехали более 3000 км от Москвы. Встретили белорусского мотопутешественника. Поделились с ним водой, а он с нами — рассказами о трудностях перемещения по местным степям на мотоцикле. Как хорошо, что у нас автоэкспециция, хотя во внедорожном мототуризме, несомненно, тоже есть свой кайф. Удачи тебе, двухколесный друг.
Следующая ключевая точка маршрута: «Шары» — шаровые каменные конкреции. Дорожка в сухую погоду, в целом, проезжаема и на пузотерках, но все же есть несколько мест, где полный привод и большой клиренс лишним не будет. Каково тут в продолжительный дождь — не знаем, однако предполагаем, что глинистая дорога раскиснет. Наиболее распространенная научная версия — что это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных породах. Центрами такого стяжения могут быть зерна минералов, раковины, зубы и кости рыб, остатки растений. Но стяжения – это как-то скучно. Интересней легенда, согласно которой на Мангыстаускую землю пришли полчища врагов, как саранча, покрыв землю. Местные жители простерли руки к небесам в молитве о помощи, и были услышаны. Небеса разверзлись ливневыми потоками, громом и молниями. В один миг все враги превратились в камни. Так появились на Мангыстау бесконечные поля и гряды необычных каменных образований – шаровидных конкреций. Размеры шаров — от самых маленьких, с футбольный мяч, до 4 м в диаметре. Время происхождения – 180-120 млн. лет назад.

Андрей Щукин_шаровые конкреции

Максим Малинин_верблюды

Максим Малинин_Голубая бухта

6 день. 7 мая. Дневка. Расслабление в Голубой бухте, удовольствия Актау и знаки в пустоту
День отдыха. Отоспались под шум каспийского прибоя и ласковый морской бриз. Погуляли по пляжам и исследовали скалы. Отправили кулинарный десант в Актау.
Голубая бухта — место для расслабления более чем подходящее. Белый мелкий песок, широкий пляж в окружении интересных скал, которым можно посвятить не один час. Скальные пейзажи очень похожи на Кипр. Ломаные скалы с массой гротов, расщелин и естественных ванн прямо в камнях. С южной стороны от бухты на скалистом уступе сохранились остатки небольшой крепостной стены средневековой эпохи. Дикий пляж, необычного цвета вода, таинственные гроты и «Чертов палец» — все это удивительные и неповторимые виды, что ждут путников в Голубой бухте. GPS-координаты Голубой бухты: 44.17016, 50.85272. Сюда можно попасть по нескольким грунтовым дорогам, которые в итоге сходятся в одну. Координаты одного из съездов на проселок с асфальтовой трассы: 44.166076, 50.982004.
А тем временем спецгруппа на «Соболе 4х4» под руководством Игоря Смирягина была заброшена в Актау – город белых Тойот и квадратных светофоров. Задание – исследовать город на предмет казахских деликатесов. Актау находится в 70 км от Голубой бухты и на всех путях путешествующих в этих местах. Миновать его просто невозможно.
На пути обратно в лагерь массово стали попадаться весьма необычные знаки – пустые указатели в никуда. Если вдуматься, то все логично. Если есть дорога-ответвление, то на нее должен быть указатель. Но если дорога ведет в степь, где ничего нет, то и на указателе должно быть пусто. Не писать же: «Там ничего нет». Впрочем, если взять мел…

Андрей Щукин_голубая бухта2

Андрей Щукин_голубая бухта

7 день. 8 мая. Встреча с волшебной Босжирой
Сегодня достигли самой южной и самой впечатляющей точки маршрута – природной диковины, урочища Босжира. Разбили лагерь, поборолись с ураганом, поднялись на хребет и запечатлели надвигающуюся грозу. Закончили день костром, который в голой степи выглядел весьма экзотично.
Дорога на восток от Актау не идеальна, но асфальт в целом вполне приличный. Разрешенные 90 км/ч ехать можно. У указателя Бекет Ата уходим с асфальта и рулим 70 км по местами прямой как стрела степной грунтовке.

Андрей Щукин_Босжира

Андрей Щукин_босжира_гроза

Андрей Щукин_босжира3

Головной внедорожник нашей экспедиции обут в покрышки Toyo Open Country A/T plus, которые одинаково хорошо ведут себя и на асфальте, и на грунте, и в раскисшей после дождей степи (подробнее о шинах можно прочесть на здесь).
Дорога к урочищу Босжира — не соскучишься. Если не гнать, а внимательно поглядывать по сторонам, то фотоальбом путешествия можно украсить довольно интересными кадрами.

IMG_9191

IMG_8914

И вдруг, внезапно, за одним из поворотов открывается Босжира. То, что это оно, понимаешь сразу. Больно уж необычный пейзаж. От края до края через весь горизонт — похожий на огромный белый стадион колоссальный амфитеатр с причудливыми формами и образованиями внутри. Но это только преддверье. Самое интересное и захватывающее – известняковые зубастые «башни», острые «пики», круглые «юрты» — в глубине, на удалении 20-30 км от «смотровой площадки». Самым-самым видовым местом считаются «Клыки». GPS-координаты: 43.42054, 54.07796. Небольшой off-road на спуске вниз — и мы в долине, по которой накатана плотная колея. Едется быстро, только солнечными днями пыльно. Еще около 30 км степью, и в 17:30 прибываем к визитной карточке Босжиры – «Клыкам». Разбиваем лагерь. Красотища вокруг невероятная.
Прямо над стоянкой возвышается 80-метровая стена, на которую, обладая сноровкой и соблюдая осторожность, можно подняться. Если присмотреться к фотографии, то махонькие человечки на середине склона – это совершающие восхождение участники нашей экспедиции. В хорошую погоду от открывающихся сверху видов захватывает дух. А в плохую погоду наверху реально страшно. Перед грозой ветер усиливается до ураганного за несколько минут, и спускаться приходится в экстремальных условиях. Очень советуем перед подъемом убедиться в том, что непогода не застанет вас на скале. Внизу в грозу тоже несладко. Ветер такой, что уносит незакрепленные палатки, валит и ломает большие шатры.

Максим Малинин_ночь

Максим Малинин_пески сенека

Совет N1. Обязательно крепите палатки растяжками и дополнительно усиливайте колышки камнями, благо их вокруг много.
Совет N2. Выковыривайте камни лопатой. Под камнями могут сидеть скорпионы, которые здесь дело обычное.

Зато после грозы все вокруг становится еще краше и волшебнее. Обычно пересохшее русло наполняется бурным потоком, а над скальными «замками» встает радуга. Заканчиваем день весьма необычно. Можно сказать, что для Босжиры — эксклюзивно. Вокруг на десятки километров ни одного дерева, а у нас костер. Откуда дровишки? Ради такого приятного сюрприза – посидеть в ночи у огонька – привезены из Санкт-Петербурга. Пожалуй, самая дальняя доставка поленьев.

8 и 9 день. Крайние казахские интересности маршрута и возвращение к границе
9 мая завершаем осмотр плато Устюрт, мимо величественной горы Бокты выходим к последней точке маршрута Пескам Туйесу (Сенека) и, осмотрев их, начинаем возвращение домой.
Из урочища Босжира наезженной дорогой на запад выходим к горе Бокты, что возвышается на 165 метров над бессточным солончаком (сором) в западной части чинка Устюрта. От основания и до половины гора расцвечена белыми, красными и желтыми полосами, оставшаяся часть до вершины имеет однотонные цвета от серо-коричневого до зеленоватого. Основание горы иссечено меридиональными саями.
Дальше — 50 км по степи, убитый грейдер, и в 13:30 мы у еще одной диковины Казахстана: кусочка настоящей пустыни – песков Туйесу, что расположены рядом с поселком Сенек и поэтому часто именуются своим вторым названием — пески Сенека.

Андрей Щукин_пески сенека

Максим Малинин_дороги

Андрей Щукин_команда2

Очень необычное зрелище, когда взгляд привык к глинистым степям, а мозг уверен, что до Сахары — тысячи километров. Цепь настоящих ярко-желтых классических барханов шириной около километра простирается на 150 км. GPS- координаты: 43.38179, 53.35418.
Для туристов это достопримечательность, а для жителей Сенек — проблема. Пески наступают и постоянно угрожают расположенному к югу от них поселку. Способ остановить пустыню только один – высаживать сдерживающие песок растения. Поэтому в последние годы склоны становятся все более зелеными.
Все. Активная часть нашего Автопутешествия в Казахстан окончена. Выходим на асфальт и кратчайшим путем направляемся к казахско-российской границе.

Эпилог. Автопутешествие по Казахстану закончено, но приключения продолжаются.
Казахская часть экспедиции успешно завершена. Маршрут продолжился по территории России с посещением соленого озера Баскунчак и Волгограда. Но это чуть-чуть другая история. Спасибо всем кто нас читал и еще прочитает. Надеемся, что мы старались не зря и этот дневник поможет вам посетить чедесные места Прикаспийского западного Казахстана.

Организаторы и участники
Автопутешествие по Казахстану организовали: АНО «ДУХ СВОБОДЫ», «Туризм Экспедиции Джип-туры 4х4»: Иван Чистяков, Юлия Пшеничная, Александра Байталюк (Байса), Андрей Щукин.
Текст: Алексей Игнаткович
Фото: Максим Малинин и Андрей Щукин; оператор Rainy Day Studio Никита Тимофеев

.