Nokian (4)

10 лет: шины, и только

Около 100 лет назад в Финляндии был построен завод по производству шин Nokian Tyres. И в течение практически века он обеспечивал шинами всю Европу, Россию и другие страны. Но пришло время, когда его мощностей стало не хватать, и руководство завода приняло решение о строительстве еще одного крупного предприятия…

Nokian (1)

Правда, с местом не сразу определились. Но в 2004 году после долгих размышлений было принято решение построить этот завод в России, под Санкт-Петербургом, в городе Всеволожск. Разумеется, здесь сыграли свою роль и близкое расположение города к Финскому заливу, что значительно облегчало логистику необходимых для полномасштабного производства товаров, и профессиональный уровень рабочей силы, и поддержка местных властей (которые с удовольствием поддержали инициативу финнов).
На инвестиции в постройку завода с 2004 года ушло более 800 млн евро, но оно того стоило — за 10 лет завод перевыполнил первоначальный бизнес-план в два раза: изначально в 2015 году завод должен был выйти на 8 млн шин в год, а по факту сейчас на его мощностях производится 15.5 млн шин.
— Мы вышли в лидеры по качеству, мощности и эффективности, — сказал на пресс-конференции, посвященной 10-летию завода во Всеволожске, генеральный директор Nokian Tyres Ари Лехторанта. — И это несмотря на непростые времена в экономической ситуации и в России, и в Финляндии, и во всем мире. И сейчас, 10 лет спустя, завод в России (один из двух заводов концерна в мире) — основная производственная база бренда.

Nokian (12)

Nokian (9)

Nokian (3)

Роботы и люди
Начинал завод в 2005 году всего с 23 типоразмеров, но в течение 10 лет он развивался и расширялся, и к 2015 году с его конвейеров сходит уже 1700 типоразмеров (причем это не только премиальные линейки Nokian Hakka и Hakkapeliitta, но и шины сегмента В — Nokian Nordman). Первыми в июне 2005-го стали флагманские на тот момент модели Nokian Hakkapeliitta 4. А всего с того времени заводом было произведено более 70 000 000 шин. Но лучше не просто услышать рассказ о заводе, а несколько часов провести на производстве.
Конечно, территория его огромна и всю ее за время пресс-тура нам обойти, разумеется, не удалось. Но самое главное мы увидели: автоматизированные кары-погрузчики, которые катаются по цехам без вмешательства операторов и доставляют резиновые смеси из цеха резиносмешения на следующий этап производства (завидев нас, чудо-машинки аккуратно приостанавливались и пропускали людей —
скоро их количество с 6 увеличится в несколько раз, поэтому техника безопасности очень важна), новейшие сборочные машины VMI MAXX 20, которые собирают так называемую «зеленую шину» менее чем за две минуты (видео этого процесса вы можете посмотреть, просканировав QR-код на стр. 36), цех вулканизации, где на шине под прессом и высокой температурой появляется протектор и все надписи, идентифицирующие ее.
И конечно же, огромные склады, на которых то и дело появляются новые стенды, заполненные шинами, а пустые погрузчики увозят в последний цех производства, где после всех проверок на качество шины шипуют (если это требуется) и отправляют на склад. А уже с него она уходит на экспорт более чем в 40 стран мира — Финляндию, Скандинавию, страны Центральной и Восточной Европы, Канаду, США, Китай и т.д. Оно и немудрено, ведь в среднем в сутки в производстве находятся 120 продуктов (различные модели шин разных типоразмеров). Причем это не только шины для легковых автомобилей, но и для внедорожников, включая модификацию Flat Run. И это далеко не предел…

Nokian (11)

Nokian (10)

Nokian (8)

Nokian (7)

Nokian (5)

Текст: Елена Никитенко
Фото: автор, Nokian Tyres