Кетмень: разведка боем

Тем, кто «болен» дорогой, не сидится дома. Невзирая на погоду и время года. «Дороги – самый сильный наркотик, какой только есть на Земле», – сказал как-то Стивен Кинг, и с ним трудно не согласиться. Тянет и тянет в дорогу очередной непройденный маршрут. Близится зима, и многие уже закрывают сезон вылазок за город. Но мы все же рискнули отправиться по одному из не самых простых маршрутов…

Ketmen (5)

Наш маршрут в идеале: добраться до соленого озера Тузколь через перевал Кетмень. Полюбоваться на озере местными красотами, а если повезет с погодой, то и пирамидальным пиком «Повелителя Неба» –
Хан-Тенгри и семитысячником Пик Победы, возвышающимися на противоположном берегу, а обратно в Алматы вернуться через поселок Кегень. По показаниям навигатора, от Алматы до перевала Кетмень порядка 340 км.
Учитывая, что подъем к перевалу может оказаться непредсказуемым, стратегически планируем поездку на два дня, с хорошим запасом времени. На дворе поздняя осень, уже довольно прохладно, а по ночам – минусовая температура. Мы, конечно же, любим отдых на природе, но мерзнуть в палатках в этот раз как-то совсем не хотелось… Итак, решено – ночуем у горячих минеральных источников в Чундже, так сказать, с комфортом.
Из города неторопливо выезжаем в субботу в 8 утра. Дорога до источников в зависимости от темпа движения зай-мет 4–5 часов. Сейчас в окрестностях Чунджи много всевозможных баз отдыха с большим разбросом цен, и все они расположены в среднем в 300 км от Алматы. Но имейте в виду, что не все сотовые операторы доступны в том районе, так что можно остаться без связи.
До самого вечера мы греемся в бассейнах с теплой минеральной водой и банально наслаждаемся ничегонеделанием. Ранним воскресным утром заправляемся завтраком, и наша небольшая экспедиция, состоящая из трех автомобилей – Honda CR-V 2.4, Renault Duster 1.6 4×4 и Toyota Sequoia V5.7, выдвигается по направлению к основной цели нашей поездки. К слову, крайняя заправка будет на кольце перед поселком Чунджа – после мы заправок не видели. Так что на всякий случай, следуя на источники, заправляйтесь там «под завязку» или везите с собой канистры.
Стартуем мы от ворот базы отдыха «Мираж», откуда до поворота на поселок Кетмень километров 20. Ехать по шикарному, гладкому как стекло асфальту, который, кстати, начинается от того же кольца, где и заправка, – сплошное удовольствие. Увидев справа синий знак-указатель на поселок Кетмень, сворачиваем на прилегающую справа дорогу. До поселка еще километров 20, и ведет к нему также асфальтированная и вполне приличная дорога.

Ketmen (8)

Ketmen (7)

Но как только въехали на территорию поселка, все: гудбай, асфальт, гудбай! По главной улице придется ехать все равно что по стиральной доске. Еще одна причина соблюдать осторожность – это многообразие свободно разгуливающей повсюду всевозможной домашней живности: петухи гоняются за курицами, неторопливо и задумчиво прямо посреди дороги бродят лошадки и коровки, а у обочины тусуются ослики…
Если в поселке вам попадутся развилки и возникнут сомнения, куда ехать, берите всегда левее. Вскоре по левой стороне на выезде из поселка увидите невысокие горы. Отсюда и начинается постепенный подъем на перевал.
По такому маршруту лучше всего отправляться на подготовленном внедорожнике с высоким клиренсом. Сам по себе подъем не такой уж и сложный: дорога практически везде проходимая, но местами встречаются засады в виде ухабистых и каменистых участков, да с такими крупными и острыми камнями, что не всякая машина их преодолеет.
Нам на кроссоверах приходилось ехать крайне аккуратно и осторожно, тщательно выбирая траекторию движения, чтобы не зацепить «брюхом» камни и не распороть резину. Да и ходовку было жалко… CRV справилась с задачей отлично, ни разу не подвела, «Дастеру» на крутых и затяжных каменистых подъемах чуть-чуть не хватало мощности, а Sequoia, несмотря на свои размеры, перла танком.
По энциклопедическим данным, высота перевала 3045 метров. И даже в более теплое время года на нем лежит снег. Мы методично взбираемся все выше и выше – от открывающихся взгляду видов просто захватывает дух. Вот мы уже выше облаков, ползущих по склонам и огибающих вершины гор, а под колесами скрипит снег. Останавливаемся практически на каждом вираже серпантина в попытке запечатлеть на фотокамеру величественные и ошеломляющие своей красотой горные пейзажи. И просто невозможно сдержать восторженные восклицания!

Ketmen (3)

Ketmen (1)

Ketmen (2)

И вот она – вершина перевала, совсем рядом, всего каких-то пару витков серпантина… Но насколько хватает взора, путь нам преграждают снежные наносы под довольно-таки большим углом. Перевал уже завален снегом. Как же не хочется сдаваться, когда проделан такой путь и цель уже так близка! Мы постарались протаранить пару наносов, но даже мощная Toyota Sequoia забуксовала на подъеме и увязла в глубоком снегу. Признав, что у нас все-таки не ледоколы и разумнее всего в этот раз сдаться, мы отступили, развернулись… Но мы еще вернемся!
Погода на перевале меняется стремительно. На подъеме светило яркое солнце, потом стал накрапывать дож-дик, а спускались мы уже в плотном тумане, который едва позволял разглядеть дорогу на пару метров перед капотом… Пока, непокорный Кетмень, увидимся летом!

Ketmen (4)

Текст и фото: Татьяна Дружинина