«Самурык-2016»: Лед и пламень KZRC

Первый этап чемпионата Казахстана по классическому ралли ждали с нетерпением. И немудрено – гонку последний раз проводили в 2014 году. Однако, для большинства, которое составляли гонщики из Алматы, ожидание праздника оказалось лучше самого праздника. Победу почти во всех категориях праздновали астанчане…

Тому, что 1 этап чемпионата состоялся, мы обязаны алматинцам. На ледовый этап KZRC из южной столицы машины участников привезли двумя автовозами. Для многих гонка на супер-шипе 4.5 мм, который еще называют «гвоздями», первая в жизни. Эти шины дают колоссальный разгон, ускорение и резкое торможение, очень хорошую управляемость на льду, поэтому все машины снабжены каркасом безопасности соответственно регламенту республики Казахстан по классическому ралли.

— Год не проходил чемпионат, все соскучились и довольны. Молодцы, ребята организовали хорошо, замечания есть, но минимальные. Это очень здорово, что есть люди, которые готовы этим заниматься и развивать классическое ралли в нашей стране, – сказал советник президента ФАМС Канат Шагиров. – Этот турнир нужен еще и потому, что в «классике» самое важное водительское мастерство, проводя такие соревнования, пилоты значительно совершенствуются.

DSC_2792

DSC_1155

Надо заметить, что трасса была не очень гостеприимна – лед на озере Талдыколь, где обычно проводят ралли-спринт «Самурык», изрядно подтаял. То, что сначала было ледовым крошевом, вскоре стало водной преградой. Местами трек скрывался под глубокими лужами. Кое-где и вовсе нельзя было ехать быстро, чтобы не залить мотор. Одним словом – то еще веселье…
— Ну что вы, все отлично! Вон местные ребята обижаются на погоду, а мы и этому рады, у нас в Алматы даже такого нет. Зимы толком не было в этом году, негде тренироваться, — с улыбкой говорит Василий Тарабанько, тренер по экстремальному вождению.

В числе представительной делегации из Алматы прибыла команда Mobilex Racing Team. Состав команды просто звездный: победитель и призер ралли-рейда Africa Eco Race Канат Шагиров и Андрей Чипенко, отец и сын Тарабанько, а также опытные штурманы Николай Старостин и Евгений Толоконников. Болельщица у команды тоже была особая – бронзовый призер африканского ралли-рейда в женском мотозачете Евгения Нестерова.

— Лед меня все-таки зацепил, хотя привычнее песок и ралли-рейды, но на льду тоже очень интересно. Мы вот сейчас думаем, что на следующий год пригнать сюда машины на всю зиму и пытаться время от времени приезжать на тренировку, оттачивать мастерство пилотирования. Астанчанам очень повезло, это одна из изюминок здешнего климата, когда можно в любое время в выходные дни выехать и покататься на льду, – заметил Шагиров.
Отдельно надо рассказать об экипаже № 13, иначе как «стариками-разбойниками» его представителей не назовешь. Если уж на Дакаре участвует 75-летний японский дед Йошимаса Сугувара, то и нашим все нипочем. Пилоту Василию Тарабанько (тренер по экстремальному вождению) 63 года, его штурману Николаю Старостину (6-кратный чемпион РК по ралли, МС СССР) 68 лет, а задору побольше, чем у молодых.
— Мы приехали, чтобы вдохновить своих учеников и чтобы чемпионат Казахстана по классическому ралли состоялся, поскольку в прошлом году не смогли провести. Очень здорово все получилось, и хотя машина у нас последний раз выезжала на соревнования в 80-годы, да на таком раритете мы поехали, спасибо, удалось финишировать, — рассказали ветераны спорта.

амелин

африканцы

болелщицы

Огонь Гранаты, вода и вырванные трубки
Соревнования проходили в две секции по 6 заездов каждая, в двух классах РК-Про (автомобили с объемом двигателя до 4 литров, полный привод) и РК-11 (автомобили с объемом двигателя до 2 литров, монопривод) состязались 8 и 6 экипажей соответственно на трассе протяженностью 80 км. И в обоих классах было всего по одному столичному экипажу. Но еще до конца первой секции отстаивать честь столичного автосообщества остался только экипаж Андрея Амелина и Дархана Елубаева на MMC Lancer Evo в классе полноприводных автомобилей. Второй экипаж из Астаны, в моноприводном классе, Даулета Жумабаева и Фатхи Ануара на Honda Civic сошел из-за досадного случая.
— У нас произошел классический, в плохом смысле этого слова, случай. Как в народе говорят: «Хонды не ломаются, они едят гранаты». На трассе образовалась, колея, и в какой-то момент после подброса в этой колее, машина врезалась в снежный бурт. В итоге – вышел из строя шарнир равно-угловых скоростей, сепаратор гранаты переднего левого колеса, вот и все, — рассказал пилот Жумабаев.
Вскоре технические проблемы начались и у Амелина/Елубаева. Экипаж первые 8 заездов был стабильно первый, хотя и вез конкурентам совсем немного. Но затем на 9-м этапе начались приключения. Задний бампер отвалился практически незаметно для гонщиков, затем прямо на трассе в ходе заезда, оторвался руль. Повезло, что на этой машине стоит, так называемая, «кулачковая» коробка передач и на больших оборотах можно включить передачу и тронуться.
— Из-за того была очень серьезная нагрузка, после какого-то удара муфта включения 1-2-й передач сломалась просто пополам. Я чудом стартанул, а потом когда уже с третьей на вторую начал переключаться – ее не было, видимо она уже тогда развалилась. Осколки муфты пробили корпус коробки передач, и вытекло все масло, — уточнил Андрей Амелин.
Гонщикам пришлось работать по принципу «любишь кататься, люби саночки возить». От финиша и к старту Амелин с Елубаевым выталкивали машину с опасением, что она даже с толкача не заведется…

DSC_1286

жумабаев и граната

DSC_1204

DSC_1223

Новичкам – призы
Один из тех, для кого ледовая гонка стала вообще первой в жизни, был и Андрей Малов, воспитанник Тарабанько-старшего. Если бы его наставник сделал бы ставку, что «парень будет в призах» — выиграл бы точно. На первой же тренировке Малов показал такую скорость, что тренер даже удивился. Немудрено, что Андрей на таком подъеме завоевал бронзу в категории РК-Про.
— Эмоции переполняют, потому что лед это для меня новое. В этом году в Алматы зима нас не баловала снегом, холодной погодой, Практически негде было тренироваться, поэтому такие сильные впечатления, классная гонка получилась, супер просто. А еще хочу попробовать себя в ралли-рейдах, — заявил гонщик.
Сбылась мечта и у Владимира Бородина, на ВАЗ 2108 кроссовом автомобиле своего сына вице-президент Федерации автомотоспорта РК тоже первый раз поехал на супер-шипе 4.5мм.
— Вообще никогда на шипах не гонялся, только на стандартном, на «Самурыке». Достаточно интересно, но на первой сессии мальчишки поставили колеса неправильно. Там есть направление, они поставили «мишлен» вперед, а «блэк» назад. А надо было наоборот, еще и задом наперед. В первую секцию попасть в повороты очень сложно было, потом когда поменяли и все пошло хорошо, — поделился впечатлением Бородин.

IMG_8157

IMG_8078

IMG_8127

Посчитали — прослезились
Результатов после гонки ждали часа три, без преувеличения, поэтому половина участников потихоньку разъехалась. Задержку вызвала ситуация между старинными соперниками – Андреем Амелиным и Петром Бородиным. Как уже сказано выше, машина Амелина к концу гонки заводилась только «с толкача» – под шутки-прибаутки других участников экипаж кое-как выталкивал ее на старт. А после финиша 12-го этапа окончательно заглохшую машину Амелину и Елубаеву помогли закатить в закрытый парк. Соперник счел это посторонней помощью. Вместе с тем, кто-то видел как на трассе экипажу Бородина и Чепрасова тоже помогали с мелким ремонтом… Судейская бригада, внимательно изучив регламент гонки, сочла победу Андрея Амелина и Дархана Елубаева однозначной и присудила ему победу 1 этапа чемпионата KZRC в классе «РК-Про» полный привод и в абсолюте.
Интересной и динамичной, признали гонку 1 этапа Чемпионата РК по классическому ралли участники ралли-рейдов. Андрей Чипенко, штурман из команды Offroud Kazakhstan считает, что такие соревнования хорошая тренировка, «чтобы все мышцы привести в порядок, чтобы почувствовать автомобиль».

— Получили массу удовольствия, потому что гонка рулежная, со снегом, с заносами, эффектами, для удовольствия. Никаких нареканий, наверное, буду и дальше участвовать. Может, немножко пошире бы трассу, пораскатистее повороты, всё-таки эта гонка не для достижения мировых результатов. Люди, прежде всего, должны получать удовольствие от своего хобби, — считает Андрей.
Следующий этап чемпионата страны состоится в конце весны в Усть-Каменогорске и затем еще два в Алматы, летом и осенью. И судя по интриге, возникшей на первом этапе, будет интересная борьба. Может подсказать организаторам – сделать тотализатор? Состав участников позволяет предполагать хорошие ставки.

DSC_3117

DSC_3183

DSC_3017

DSC_1175

IMG_8385

полный привод

монопривод

Вот так выглядит призовое трио в обоих классах:

Зачет РК-Про

РК ПРО

Зачет РК-11

РК 11

Командный зачет

1

Текст: Балжан БЕЙСЕНОВА
Фото: Владимир Бахуревич, пресс-служба All4Race, пресс-служба ФАМС РК
Больше фото на сайте www.andreyamelin.com