Путевка в жизнь

Эта знойная неделя (с 30 мая по 5 июня) вошла в историю отечественного автоспорта как старт первого казахстанского ралли-рейда RALLY KAZAKHSTAN 2015. Просторы Мангистауской области, береговая линия Каспийского моря и каньоны плато Устюрт. Пять дней. Пять спецучастков с разнообразным рельефом. Всего гонщики прошли 1775 км, из которых 1364 — боевые. Татьяна ДРУЖИНИНА успела побывать везде и оценить масштабность и зрелищность события

Rally (8)

Команда Mobilex уже три года участвует в международных соревнованиях, в частности на этапах Кубка мира, — рассказывает президент спортивного клуба Mobilex Racing Team Канат Шагиров, — и у нас давно зародилась идея провести подобный ралли-рейд в Казахстане. В этом году мы хотим протестировать наши организаторские возможности, а на следующий год привлечь больше иностранных гостей. Я уверен, что на международной арене знают, что из себя представляют казахстанские гонщики, теперь мы хотим показать нашим друзьям-спортсменам Казахстан и нашу замечательную природу.
Кто и где?
Итак, сколько же их, первопроходцев, патриотов, поддержавших это начинание? Всего 13. По два автомобиля в категориях Т1 (модифицированные автомобили) и Т2 (стандартные автомобили). Пять автомобилей в категории Т3 (легкие SUV) и четыре квадроцикла. Да, по количеству участников ралли-рейд может показаться немногочисленным. Но начало большому делу положено, ведь, по словам организаторов, уже в 2017 году планируется провести здесь, в Мангистауской области, один из этапов Кубка мира.
Кто они? Здесь и именитые спортсмены — постоянные участники этапов Кубка мира, и гонщики, у которых ранее был опыт в других автомобильных дисциплинах, и совсем новички. База ДОСААФ в городе Актау стала одновременно техпарком и штабом ралли-рейда, где участники проходили административные и технические проверки. Помимо стандартных технических проверок представителем компании Sentinel на каждую единицу боевой техники были установлены приборы GPS, при помощи которых можно было отслеживать движение участников по треку. А также системы безопасности компании InReach, при необходимости подающие сигнал SOS.
Торжественное открытие ралли-рейда состоялось на набережной Каспия 30 мая, а уже ранним утром следующего дня экипажи один за другим отправились штурмовать первый спецучасток Актау–Актау протяженностью 333 км.
Начало ралли-рейда принесло несколько сюрпризов. Первым на финиш прибыл экипаж молодого дебютанта гонки Ердена Шагирова и опытного штурмана Александра Мороза. «Как, мы первые? Не может быть!» — удивился Ерден, узнав, что они смогли обойти именитый экипаж Юрия Сазонова/Арслана Сахимова, который на данный момент занимает 8-ю позицию в ТОП 10 Кубка мира и который по каким-то мистическим причинам заплутал в этот день по навигации. Интернациональный экипаж Виталия Тарасенко и штурмана из России Сергея Начарова из-за проблем с двигателем не смог выйти на старт следующего дня и покинул гонку. Квадроцикл Владимира Альбицкого вышел из строя, не доехав до финиша буквально пару десятков километров, но впоследствии Владимиру удалось устранить поломку и вернуться в гонку, но уже на третьем этапе.

Rally (12)

Rally (11)

Rally (10)

Поэтапно
На второй день гонка проходила в направлении Актау–Жанаозен, спецучасток носил одноименное название, а его протяженность составляла 398 км. На этом участке гонщиков поджидали коварные дюны. Практически все экипажи столкнулись с трудностями в прохождении сложного этапа: кто прочно засел в песках, кто «разулся», кого-то преследовали технические неполадки…
Третий этап — Жанаозен–Жанаозен — из соображений безопасности организаторы решили сократить почти вдвое, и его протяженность составила всего 100 км. Это дало возможность участникам немного отдохнуть от напряженной гонки, а кому-то даже чуть снизить темп и насладиться потрясающими пейзажами Мангистауского края.
А вот четвертый этап Жанаозен–Актау, который по треку повторяет трассу второго дня, только в обратном направлении, пришлось отменить: вышла из строя система слежения за участниками (а на гонках безопасность участников превыше всего!). В Актау спортсмены вернулись по асфальту.
Пятый этап протяженностью 285 км финишировал в Актау. И вот на набережной Каспия все участники, преодолевшие 5-дневную гонку, торжественно проехали через арку и получили заслуженные награды. Среди квадроциклистов безоговорочную победу одержал Максим Антимиров, уверенно лидировавший на протяжении всех этапов, вторым стал Александр Линник, на третьей позиции расположился Владимир Альбицкий.
Победителем в категории Т3 стал интернациональный экипаж Андрея Чередникова и его неизменного украинского штурмана Дмитрия Цыро. Второе место занял дуэт президента ФАМС РК Марата Абыкаева и Андрея Чипенко. А замкнул тройку лидеров экипаж Ардака Барменова и Гамзата Султанбекова из Астаны. В категории Т2 лидировал экипаж Дмитрия Питулова на Isuzu D-Max из Алматы. Класс «Национальный» завоевали актауские гонщики Александр Коновалов и Нурболат Жусип на ММС Pajero с запоминающейся надписью «Железный Сайгак» на борту.
В самом серьезном классе Т1 лидером стал именитый экипаж Юрия Сазонова и Арслана Сахимова на Land Rover Bowler. И это несмотря на то что автомобиль практически на всем протяжении гонки буквально преследовали технические неполадки: вышедшие из строя переговорные устройства, проблемы с насосом, отказавшие тормоза, порванные сайлент-блоки… На следующей ступеньке пьедестала оказался союз молодости и опыта — экипаж Ердена Шагирова и Александра Мороза.

Rally (7)

Rally (4)

Rally (3)

Замена Africa Eco Race?
Все гонщики особо отметили очень корректную, четкую, грамотно прописанную «легенду», несмотря на сложность трассы. Ралли-рейд проводился точно в соответствии с международными стандартами FIM и FIA. Судейство осуществлялось под руководством британских специалистов из Федерации Великобритании MSA UK — Фреда Галлахера и Сью Сандерс. Только на один день на ралли-рейд приехал вице-президент FIМ Жан Поль Гомбо, который был поражен красотой пейзажей нашего края, а также приятно удивлен вполне профессиональным уровнем организации гонки.
По мнению присутствующих на гонке зарубежных наблюдателей, просторы Мангистау по особенностям своего рельефа превосходят оригинальную легендарную трассу «Дакара», которая сейчас переименована в Africa Eco Race. Кроме того, в некоторых странах, по которым проходит маршрут Africa Eco Race, нередко наблюдается политическая нестабильность, по этой причине гонка порой находится под угрозой срыва. В то время как Казахстан является одним из самых спокойных и стабильных регионов. Так что после успешного завершения первого в истории Казахстана такого крупномасштабного соревнования, как RALLY KAZAKHSTAN 2015, с уверенностью можно сказать: у этого ралли есть будущее.

Rally (6)

Rally (5)

Rally (2)

Коротко о ралли:
Ралли-рейд RALLY KAZAKHSTAN 2015 по территории Мангистауской области прошел впервые, но всерьез обещает стать мероприятием развивающимся и ежегодным. Спортсмены высоко оценили сложность трасс, разные покрытия и качество проработки роад-бука, так что все шансы собрать еще больше участников и зрителей у казахстанского этапа есть