Загорскими тропами…

Не первый раз я принимал участие в ралли-марафоне, проходящем по территории Марокко. Но сломить неприступную трассу, дойти до финиша и попасть на подиум — получилось впервые! Для автогонщика нет ничего приятнее, если гонка получилась, «сдалась» и домой везешь драгоценный трофей

Morocco (9)

029V3325
В Марокко от Казахстана были и еще экипажи — команда MobilexRacingTeam выставила трех гонщиков, в том числе и молодого Ердена Шагирова

Городок с вполне русским названием Загора принимал участников гонки радушно и достойной организацией. Компания NPO профессионально организовывает этапы Кубка мира и локальные гонки во Франции. Ралли-марафон Rallye Oilibya du Maroc считается своеобразным «Дакаром» для организаторов и хорошей окончательной тренировкой для многих команд мира перед всемирно известным ралли-марафоном.Поэтому стартовый лист был огромен и заполнен всеми классами — от Т1 до Т4, МОТО и QUAD.
Вторая причина, по которой большинство спортсменов считают за честь стартовать в этой гонке, — присутствие звезд мирового уровня, а также сложная и разнообразная трасса. Пять дней. Пять спецучастков (СУ), совершенно не похожих друг на друга. Есть буквально все — миллионы дорог, в которых надо найти свою. Пески — от мелких противных дюнок до огромных эргов (большие дюны). Каменная пустыня, так и ждущая ваши шины да желающая от души ими «полакомиться». Холмистая пустыня без песка и камней, но с закрученными гравийными дорожками. Полный набор всего того, что так любят в ралли-рейдах!
У каждого участника был миллион приключений, и собрать все в одну статью было бы просто нереально. Поэтому, как и прежде, я больше уделю внимания борьбе в группе Т2, в которой выступаю с Эмилем Кнессером — пилотом из Абу-Даби.

Morocco (14)
В этой гонке было много мотогонов и квадроциклистов, а Анастасия Нифонтова (на фото) стала досрочным чемпионом в женском зачете мотогруппы

Morocco (13)

Morocco (12)

Досрочники
Как уже многие в Казахстане, да и во всем мире, знают: Денис Березовский с Игнатом Фальковым оформили звание обладателей Кубка мира по ралли-рейдам в Т2. Мы с Эмилем от души рады за ребят! Поздравляем! Но не многие знают, что шанс потерять это звание оставался до последнего дня гонки в Марокко: если бы Денис сошел, то все решалось бы в Португалии. Шанс догнать экипаж Березовского оставался. Мизерный, но оставался. Сход, плюс финиш ниже 8-го места, плюс наши два первых места — и Кубок был бы наш.
Уже в первый день гонки мы с Эмилем сделали серьезную заявку на победу в гонке. Сразу со старта СУ1 взяли высокий темп и ввязались в очную борьбу на трассе с японско-французским экипажем 366 Акиры Миура, выступающим на Toyota LC200 с заводской поддержкой. Битва шла буквально до последних километров СУ. В сложных навигационных местах, на сильно разбитых кусках трассы мы уходили далеко вперед. На скоростных отрезках, требующих хорошей раллийной подготовки, Акира медленно доставал нас и просил разрешения обогнать. Потом снова мы доставали его… Так продолжалось до тех пор, пока Акира Миура не встал за 15 км до финиша с технической проблемой.
У Березовского же день не задался прямо со старта. Мотор не желал раскручиваться выше 3000 об/мин — тяги нет, крутящего момента нет, до нужной мощности вообще «космос». Единственно правильное решение, чтобы не загробить мотор и остаться в гонке, — взять старт, затем по асфальту на финиш и уйти на бивуак выяснять причину поломки. У нас же все прошло отлично. Первые в Т2. Но как я говорю на гонках: «Пока машина не в ЗП (закрытый парк), радоваться рано…»

Morocco (11)

Morocco (10)

Morocco (8)

Проблемы начались
Поговорка вспомнилась сразу после старта второго дня. Километров после 20-ти от старта мотор начал хандрить, обороты медленно, но неуклонно падали — 4500… 4000… 3500… 3000!!! Все! Приплыли! Впереди 60 км песков, а у нас начал греться мотор, вылезли проблемы со сцеплением из-за высокой температуры под капотом. Перед песками постояли, остыли, подумали и приняли решение продолжать борьбу во что бы то ни стало. Пониженная, третья, и главное — не сесть, не закопаться, не заглохнуть! После выхода из песков, я уже не в первый раз в этом сезоне убедился в наших с Эмилем навыках пилотирования и навигации. На еле живом моторе, уходя на немыслимые галсы, отклоняясь от трека на 200–500 м, только бы не сесть, мы возвращались на трек, брали последовательно все скрытые точки, удачно выбрались из песков и взяли финиш. Да, не просто было, долго и медленно, но это не важно. Финиш важнее.
Как оказалось, все в Т2, у кого были бензиновые моторы, начали испытывать аналогичные проблемы. Все обсуждали причину массового «отравления» и пришли к выводу, что проблема — в местном бензине. Чем его разбавили марокканские «чучмеки», одному Аллаху известно! У дизелей проблем не было. Причем все усугублялось еще и тем, что каждый день мы преодолевали немало километров в феш-феше (очень мелкий песок, почти как песчаная вода), который забивал фильтры, проникал везде, поднимая температуру и без того горячих моторов и трансмиссий. В заключительный день гонки не повезло польскому экипажу на Ford Raptor. Через 30 км от старта что-то произошло с их воздушным фильтром и мотор «хапнул» феш-феша. Пара километров — и поршневую заклинило намертво! Сход…
Мы же медленно и верно продолжали идти к финишу. На прямиках разгоняться быстрее 80 км/ч не получалось. Перед заключительным днем механики поколдовали с электроникой и подняли максимальные обороты до 3500 об/мин. А это уже почти пик крутящего момента, и машина заметно легче пошла по бездорожью и пескам. Денис продолжал брать стар-ты/финиши, некоторые КП, только бы остаться в зачете и получить драгоценные очки в Кубок. Акира Миура, не испытывая технических проблем, ушел далеко вперед, и судьба первого места была уже решена. Но пока не финишировал, надо бороться!
До последнего дня мы шли третьими в Т2, а перед стартом СУ5 выяснилось, что Toyota LC200 с новым «фейслифтингом» еще не имеет омологации в Т2 и не участвует в зачете Кубка мира. Это была очень приятная новость, ибо, сохранив отрыв и дойдя до финиша, мы становимся вторыми в Т2.

Morocco (7)
Эмиль Кнессер/Алексей Кузьмич (фото) пришли на подиум вторыми

Morocco (6)

Morocco (5)

Вторые!
Заключительный день гонки был просто великолепен! Таких пейзажей в Марокко я еще не видел. Трасса проходила через перевал, и внизу было видно красивейшее озеро бирюзового цвета. Немного песков. Каньоны. Навигация, которая заставляла быть сконцентрированным до конца. СУ5 можно было назвать «полицейским участком», так как на 200 км трассы было более десяти зон ограничения скорости — 30, 50 или 90 км/ч. А иногда одна зона, например 50 км/ч, переходила в 30, затем в 90. Налететь на временной и денежный штраф было не сложно, стоило только чуть расслабиться. Порадовала лишь зона 50 км/ч длиной 15 км через живописный перевал.
Все! Приключения позади! Ралли-марафон Rallye Oilibya du Maroc финишировал в красивом и оживленном городе Агадир, куда мы прибыли еще накануне. Бивуак стоял прямо на берегу океана, и старт СУ5 начинался на рассвете, добавляя романтику в гоночную жизнь…
По итогам гонки мы удержали и выиграли 2-е место! Денис финишировал 7-м, но сохранил лидерство в Кубке мира и досрочно оформил звание обладателя Кубка мира! Очень важный момент для компании Nissan и команд, которые выступают на автомобилях этой марки, — мы и Денис Березовский оформили «дубль» на подиуме Кубка мира! Такого не было очень давно, если вообще когда-то было.
Впереди заключительный этап Кубка мира в Португалии (отчет о нем — в следующем номере «АвтоМира»). Для нас с Эмилем он уже не будет решающим, но станет очень важным для спонсоров, болельщиков и тех нескольких тысяч обладателей нового Nissan Patrol, которые, наблюдая за нашей борьбой и радуясь успехам, поверили в возможности машины и стали ее счастливыми обладателями. До встречи в Португалии!

Morocco (4)

Morocco (3)

Morocco (2)

Текст: Алексей Кузьмич
Фото: MobilexRacingTeam, AstanaMotorsports