Марсианские хроники

Хотите попасть на Марс, не покидая Землю? Это не проблема! Приезжайте в Катар. Каменная пустыня с небольшими дюнами поражает пустотой и унылостью, огромным количеством дорожек и направлений, индустриальными сооружениями, выплывающими из песчаного тумана или миража. Именно по такой поверхности «Марса» и прошла трасса III этапа Кубка мира по ралли-рейдам Qatar Sealine 2015. Репортаж от непосредственного участника событий — Алексея КУЗЬМИЧА

Qatar_3
Казахстанский экипаж Юрия Сазонова и Арслана Шахимова улучшают результаты и приближаются к первой пятерке. Результат «Катара» — 7-е место в «абсолюте»

Qatar_5
Еще один казахстанский экипаж — Денис Березовский/Игнат Фальков — в этот раз оказался 21-м в «абсолюте». Виной тому — штрафное время за опоздание на старт второго этапа (в первый день гонки у автомобиля были проблемы с мотором и, следовательно, продолжительный ремонт)

Qatar_2

Наверняка многие читатели знают (и любят) рассказ Рея Брэдбери «Марсианские хроники». По мотивам этого рассказа даже было поставлено несколько фильмов. Но речь не о них… Желание автомотофедерации Катара (QMMF) проводить гонку очень велико. Страна с размерами в 10 раз меньше Алматинской области каждый год проводит этап Кубка мира, собирая лучших из лучших в зачетах авто и мото. Бивуак стоит всегда в одном месте, что очень удобно для сервиса и организаторов. Хорошая кухня, удобства, безлимитный доступ в Интернет. В паре километров от бивуака находился огромный пляж, но добраться до него не было ни времени, ни сил.

Безжалостная пустыня
Если проехал гонку в Катаре и не пропустил ни одной точки, можешь называть себя профессиональным штурманом, настолько не просто бывало разобраться в хитросплетениях направлений и следах предыдущих дней. Излюбленная поговорка участников ралли-рейдов «Никогда не едь за ним! Он тоже заблудился» в Катаре работала на все 100%.
Для того чтобы накрутить нужную для Кубка мира дистанцию, организаторы часто выводили трассу на огромные части каменной пустыни, рассыпая точки по разным сторонам плато. Ориентиры, которые могут находиться друг от друга в нескольких километрах, видны как на ладони и похожи друг на друга! Иногда части трассы предыдущих дней повторялись в одном направлении либо мы шли в обратную сторону, что тоже могло легко сбить с толку, если не придерживаться указаний в Дорожной книге. Только совместная работа экипажа и точное следование роадбуку позволяли беспроблемно доходить до финиша.
«Марс» не жалел ни машины, ни мотоциклы, ни, к сожалению, людей…
Стартовали 32 экипажа, финишировал 21. Результаты гонки оказались непредсказуемыми даже в стане лидеров. За пару дней до финиша сошел Хуан Нани Рома. В один из дней два Mini перевернулись в одном и том же месте, «разложив в дрова» карбоновые прототипы. Только чудом один не накрыл другого, перестав совершать обороты в нескольких десятках метров от уже обез-движенного аппарата партнеров по команде.
В заключительный день гонки за 30 км до финиша в дюнах перевернулся и выбыл из борьбы Язид Аль-Раджи. К сожалению, не обошлось без серьезных аварий, исключивших экипажи из борьбы не из-за проблем с техникой, а связанных со здоровьем пилотов и штурманов… В первый же день гонки за 10 км до финиша на одной из острых дюн высотой около 12 м, потерпел аварию экипаж на Ford Raptor (Sheikh Hamad Eid Al Thani/Feras Allowh). Машина получила сильные повреждения передней части, но еще могла продолжить движение до финиша. А вот экипаж не смог — из-за травмы позвоночника у штурмана. Следующему за Ford экипажу на Mitsubishi Lanser Raid Evo #244 повезло куда меньше… Машина перелетела вершину дюны и приземлилась на крышу. Мы шли буквально в паре минут за #224-м (Rene Kuipers/Jurgen Damen). Подходя к дюне, услышали сработавший сигнал бедствия, перевалили через нее и уперлись в лежащую на крыше машину… Дальше все было, как в замедленном кино. Описывать действия по спасению экипажа и, в частности, штурмана, здесь не буду… Скажу только, что наш экипаж и экипаж Шейха Хамада предприняли все от нас зависящее до прибытия вертолета спасателей и оставались рядом с пострадавшим штурманом до взлета вертолета.
Гонки — это не только подиумы и кубки, красивые девицы возле гонщиков, приятное общение с друзьями и фанатами, путешествия и борьба. Это еще и азарт, и огромный риск! А если есть риск, нельзя забывать о безопасности. И почему произошло так, что штурман получил серьезные травмы головы, ключицы, позвоночника и шеи, от которых скончался ночью в госпитале, не приходя в сознание, еще предстоит разбираться комиссии…

Qatar_13

Qatar_10

Qatar_9

Только шлем и ботинки
Особенно остро безопасность касается «мотогонов». С каждой гонкой я убеждаюсь все больше, что они — мегапсихи. Особенно те, кто приехал в Катар. Ну а лидеры зачета «Мото» просто отмороженные психи! Конечно, в хорошем, спортивном смысле этого слова. Лететь по каменной пустыне, где одно неверное движение, одно падение — и, как шутят между собой мотоциклисты, «остановятся только шлем и ботинки»… Для меня было откровением, что лидеры «мотогонов» не сбрасывают газ, чтобы посмотреть в роадбук. Ведь сброс газа влияет на стабильность движения, ну и само собой, на скорость. Опустив глаза в роадбук под сброшенный газ, рискуешь налететь на камень или провалить загрузившееся переднее колесо в яму, что может привести к полету через руль.
Лидеры, летящие на скорости далеко за сотню, чтобы посмотреть позицию в Дорожной книге или проверить нужное направление курса, добавляют газ! Мотоцикл чуть поднимается на заднем колесе, роадбук, закрепленный над передним колесом, поднимается до уровня глаз и… можно валить дальше!
Каждый день, догоняя на середине СУ стайки «мотогонов», мы поддерживали ребят мысленно. А если видели стоящий мотоцикл, обязательно останавливались узнать, все ли в порядке, и поделиться водой. Обезвоживание — страшная вещь, она подкрадывается незаметно, а восстановиться быстро невозможно и существует реальная угроза здоровью…
После всего вышеописанного можно только восхищаться результатом единственной девушки, дошедшей до финиша. Причем занявшей не последнее место в мотозачете. Анастасия Нифонтова в очередной раз показала мастерство и спортивный профессионализм, финишировав среди первых 15 мотогонщиков!

Qatar_9

Qatar_8

Qatar_6

Парой Nissan’ов
Очень радуют и результаты экипажей из Казахстана. С каждой гонкой опыт и мастерство ребят (Канат Шагиров/Александр Мороз; Юрий Сазонов/Арслан Шахимов) растут. Все чаще вижу их в десятке «абсолюта» по итогам каждого СУ и после финиша гонки. На заключительных 40 км последнего СУ Qatar Sealine 2015 мы (Emil Khneisser/Alex Kuzmich) догнали экипаж Дениса Березовского и Игната Фалькова. Навязывать опасную борьбу в дюнах не было смысла. Где-то мы догоняли Дениса и Игната, в некоторых местах Nissan Patrol под бортовым номером 216 уходил от нас, оставаясь в зоне видимости. Посигналив ребятам в Sentinel (система сигнализации об обгоне), в ответ получали такой же: мол, «видим, валим вместе красиво»! Так и шли парой Nissan’ов через дюны и по пляжу до финиша, на радость журналистам и зрителям. Приятно, когда конкуренты и друзья в жизни на трассе понимают, что такое красивая борьба и конкуренция, не забывая про красоту гонок! Жизнь —
это ралли длиною в жизнь, где каждый день — как отдельный СУ марафона… Вот такая лирика.
И вот Катар позади. Через пару недель участников Кубка мира по ралли-рейдам ждет Египет, а читателей «АвтоМира» — еще один репортаж с места событий. Следите за новостями.

Qatar_12

Qatar_4
Казахстанская команда MobilexRacingTeam на подиуме «Катара»

Qatar_7