P90172684

DAKAR. Путь к мечте

О «Дакаре–2015» написано и показано уже очень много. Все, кому интересна гонка и выступление экипажей своей страны, следили за баталиями на протяжении всех 18 дней, что шел ралли-рейд. Мы не стали повторять статистику и напоминать о завоеванных местах на подиуме в Буэнос-Айресе. Скажем лишь, что команда Казахстана показала себя достойно: три экипажа из четырех финишировали с хорошими результатами. И дадим слово мастеру спорта международного класса по ралли-рейдам, бронзовому призеру «Дакара–2012» в составе команды «Астана» и практикующему раллийному штурману Алексею КУЗЬМИЧУ

P90171758

Нассер Аль-Аттия. Бортовой номер 301. Победитель «Дакара–2015» в зачете внедорожников. Это — его вторая победа

P90171635

Я правда не хочу описывать «Дакар–2015» по СУ и этапам — все это уже есть в Интернете на множестве ресурсов. Я хочу немного раскрыть феномен этого всемирно известного ралли-марафона и объяснить, почему многие гонщики так стремятся стартовать и мечтают финишировать именно на «Дакаре». Для начала давайте разберемся в определениях. Много статей и заметок посвящены спору длиной в семь лет — какой «Дакар» настоящий: в Африке или в Южной Америке? После отделения одной бригады французских организаторов от другой (ASO от NPO) честь организовывать и проводить «Дакар» выпала ASO. Компания NPO проводит некоторые этапы Кубка мира по ралли-рейдам и Africa Eco Race («АвтоМир», №3, 2015). А «Дакар» — это давно уже не название города, в котором финиширует гонка (Paris–Dakar; Lisboa–Dakar; Barselona–Dakar), а отдельный бренд, под которым проводится самый сложный ралли-марафон планеты. А вот где будет пролегать трасса гонки — решают организаторы путем переговоров с правительствами стран и городов. Захотят провести гонку через Мексику и США в Канаду — поедем туда. Захотят организаторы провести ралли-марафон из Лиссабона в Астану, или еще дальше — в Пекин — спортсмены соберутся и поедут на старт этого марафона. Название при этом не будет меняться никак. «Дакар» есть «Дакар»!
Ралли Africa Eco Race на сегодняшний день менее строгая по регламенту и более лояльная по отношению к участникам во многих вопросах. Трассы СУ те же, что использовались в разные годы в африканском «Дакаре», при этом общая длина ненамного меньше, чем в Южной Америке. Эта гонка чуть менее престижна, чем раскрученный «Дакар», чуть проще. Например, гонщика не отправят домой за невзятые точки или пропущенные пункты контроля — будет лишь временной штраф. Ралли-марафон в Африке более удобный для участия по многим причинам: он дешевле, комфортнее по логистике и перемещениям техники, экзотичнее. И его можно считать полноценной тренировкой для тех, кто готовится попробовать свои силы в настоящем «Дакаре». В остальном там все так же, как и на любом ралли-марафоне: борьба, взаимовыручка, интриги, сопереживания, аварии, перевороты, ночные ремонты, сложная навигация, напряжение в экипажах и многое другое, за что и я, и поклонники ралли-рейдов обожают ралли-марафоны…

P90172777

Айдын Рахимбаев. Бортовой номер 329. Единственный казахстанский экипаж, попавший в ТОП 10 — 9-е место в зачете внедорожников

MCH25117

Идем к мечте
Чем же привлекает «Дакар» такое огромное количество участников? Одним словом и даже целой статьей не рассказать… Но я попробую. И, быть может, именно вы, прочитав мою статью, загоритесь мечтой побывать на «Дакаре» и через несколько лет сможете ее осуществить!
Все люди по своей природе стремятся к развитию, совершенству, хотят доказать окружающим, что они чего-то стоят, чего-то добились… На «Дакаре» это раскрывается особенно сильно. Если не стремишься — сломаешься, не доедешь. Именно в таких сложных гонках раскрывается характер, потенциал каждого в экипаже и команде, умения и навыки, опыт и знания. Подготовка к гонке — это не пара дней. Многие идут к старту годами, постепенно повышая свое мастерство пилотирования или профессионализм штурманской работы, или работы механика, которому можно доверять…
На «Дакаре» достается всем. Конечно, выступать в экипаже профессиональной команды — это самое престижное. Об экипажах говорят, о спортсменах пишут, берут интервью… Но что бы они могли без механиков? Без журналистов? Даже без врачей в команде? Надолго такого экипажа не хватит. Усталость имеет обыкновение накапливаться. От поломок машину тоже невозможно уберечь на протяжении почти 10 000 км. Команда — это слаженный механизм, в котором каждый четко знает свое место и свои обязанности. Механики часто не спят ночами, восстанавливая машины к следующему дню марафона. Журналисты встают еще до пробуждения первого мотоциклиста и едут за сотни километров, чтобы сделать хорошие снимки с трассы и репортажи. А вечером все необходимо обработать и отправить в редакцию… Бессонные ночи. Ежедневные переезды до 1000 км. Работа… Огромный муравейник, состоящий из нескольких тысяч человек, ежедневно перемещается перед и за караваном спортсменов.
Когда мало понимающие в гонках люди говорят снисходительно, что, мол, ну доехал до финиша «Дакара», но не на подиуме же, хочется посадить их в спортивную машину и заставить прочувствовать все «прелести» трассы, да не один день. Кто в обычной жизни может, сидя в жаре, пыли, под проливным дождем, испытывая физические нагрузки, продолжать выполнять свою работу с максимальной отдачей, и не один час подряд? А на марафонах без этого умения нельзя даже стартовать!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Эдуард Николаев. Бортовой номер 500. Победитель прошлогоднего и нынешнего «Дакара» в зачете грузовиков

AUTO - DAKAR 2015 PART 1

Мото-зомби
Экипаж — это сильнее, чем семья; это ближе, чем брат, сестра или жена. Каждый день, на протяжении почти трех недель, экипаж находится в одном замкнутом пространстве. Каждый день, в жаре и холоде, когда приходится терпеть не очень комфортные условия, а иногда голод и жажду, необходимо сохранять концентрацию и внимание! Пару ночей недоспал — и ехать по трассе все сложнее и сложнее. Только понимание себя от и до, чувство партнера по экипажу, понимание того, что можно и нужно делать в той или иной ситуации, помогает дойти до финиша. Не сломаться психологически и морально.
За 3–4 дня на «Дакаре» человек очищается от мнимого пафоса, ненужных понтов и многого другого, к чему привык в обычной жизни. Как шкура спадает, а что там внутри? Титан? Сталь? Или гниль? Это индивидуально… Годами в обычной «гражданской» жизни не всегда получается увидеть себя таким, как есть. Многие только думают, что знают себя. А «Дакар» раскрывает человека полностью — трудности и лишения заставляют взглянуть на многое иначе…
Конечно, есть отличия в том, в каком зачете, на какой технике, с какой командой стартовать. В профессиональной команде, например «КамАЗ-Мастер» или ТАТRA, о многих вещах экипажу даже не стоит беспокоиться. Его задача, как говорят спортсмены, дубасить! А вот кому достается больше всех, так это мотогонщикам (мотогонам, на языке «Дакара»). Физическая подготовка у мотогонов должна быть намного выше, чем у экипажей в машинах. Подсказать, что ты «поплыл» и требуется вода или еда — некому. Да, есть свои небольшие радости. Например на каждом пункте КП (контроль прохождения трассы) мотогон может долить воду в специальный мешок за спиной — «поилку», перекусить, дозаправиться. Автомобили и грузовики пролетают пункты КП ходом, останавливаясь лишь для получения отметки в контрольной карте. На этом прелести жизни мотогонов на марафоне заканчиваются… Самые «отмороженные» и очень уважаемые в этой стае спортсмены — те, кто едут одни! Совсем одни! Без механиков. Без повара и врача. Пользоваться можно только тем, что уместилось в железный ящик, который надо сдать утром и найти вечером на другом бивуаке. Таких одиночек очень уважают все спортсмены в гонке. Он один чинится, работает с легендой, готовит себе место для сна. Все один! Обычно день на пятый–шестой на них больно смотреть — этакие мото-зомби: грязные, пыльные, небритые, очень уставшие… Но они продолжают ехать, вызывая море уважения и моральной поддержки! И несмотря ни на какие трудности каждый год более сотни мотогонов выходят на старт ралли-марафона «Дакар».

IMG_8753

Артур Ардавичус. Бортовой номер 515. Финишировал на 22-й позиции из-за постоянных технических проблем с грузовиком

_CH14767

Это целый мир
В обычной жизни все понятно и привычно. А на «Дакаре» все иначе. Через несколько дней понимаешь, что обычные житейские радости, такие как нормальный сон в удобной постели, разнообразная пища, излишества в питании и одежде, горячий душ по 40 минут с разнообразными гелями и шампунями — все это недоступно на марафоне, но в то же время наличие этого приводит в восторг (если повезет переночевать в отеле, а не в палатке). Не все участники «Дакара» едут побеждать и рваться на подиум. Для многих (их называют «гарнир») выезд на самый сложный ралли-марафон планеты — это возможность доказать себе, и только себе, что еще есть «порох и ягоды», проверить себя на прочность, узнать крепость своего характера и качество опыта. Они едут не спеша, но в хорошем темпе. Они не рвутся за победами на СУ. Они больше обращают внимание на общение с теми, кто близок им по духу. Этакие спортсмены-туристы. Но тем не менее если они смогли стартовать и тем более доехать —
их уважают и ценят за приобретенный опыт…
Наверняка кто-то подумает: «Ну какой нормальный человек станет так рисковать своей жизнью и здоровьем?» Как раз-таки нормальные и рискуют. Как я говорю: «Мужик должен воевать». К счастью, обычные войны нам не нужны, но без битв мы, мужчины, не можем. Война может быть разной: за спортивные результаты, достижения в бизнесе. Нужно постоянное развитие, цель, к которой идешь. В этом плане ралли-рейды и марафоны — самый оптимальный и идеальный вариант. Очень важно правильно поставить цель. Яркий пример — команда из Голландии на «Дакаре–2013». Один из Mitsubishi Lancer EVO Raid после 2-го дня гонки стоял на прицепе. Спрашиваю у штурмана экипажа:
— Что случилось?
— Не поверишь. Пилот просто устал.
— В смысле устал?
— Приехали на финиш, машина целая, все нормально, но устал. Снялся с гонки и улетел…
Потратить столько времени, денег, достичь цели: приехать и стартовать на «Дакаре» — и уехать — просто потому, что устал… Пусть уже все рухнуло, все сломалось, но ведь можно еще дотолкать машину своими руками до финиша! Даже если сошел, можно перейти в стан механиков, оказывать помощь оставшимся в гонке экипажам своей команды. Да много чем еще можно быть полезным. А скиснуть, замкнуться и улететь — это неправильно!
Когда человек приезжает на ралли-марафон побалдеть, считает, что он уже всего добился, у него какие-то невероятные миллионы на счету, а сам он чуть ли не бог, то у него ко всему очень предвзятое отношение. И он сильно удивляется, когда ему в очередной раз «по голове запаской ударяют». У каждого свои цели на «Дакаре». Но одна-единственная, мощная, объединяющая — стартовать и дойти до финиша. Остальное на три недели гонки становится не важным, второстепенным. Но есть и в этом немного «соли»… Однажды дойдя до финиша «Дакара», остановиться невозможно. Хочется приезжать и стартовать снова и снова, где бы он ни проходил! «Дакар» — это отдельный, жестокий, насыщенный, интересный, опасный, но настоящий мир!

AUTO - DAKAR 2015 PART 2

автомобильный-дебют-депре

P90171687

IMGL6150

dakar_stg2_0422

dakar_stg2_0403

dakar_stg2_0272

dakar_stg2_0176

AUTO - DAKAR 2015 PART 2