12029833_10156179087960191_1251450884215149134_o

Пламенный финал

Португалия в октябре еще греет солнышком, от души балует свежими фруктами и оливками. Уже не жарко, но и не холодно. Можно плавать в бассейне около отеля и есть вкуснейшую хурму прямо с дерева. И именно Португалией завершается сезон Кубка мира по ралли-рейдам. Мне уже доводилось бывать на этой красивейшей гонке. Два раза я финишировал в экипаже с Борисом Гадасиным на подиуме в абсолюте (3-е и 5-е места). А в прошлом и в этом году, к сожалению, гонка завершилась досрочно…

Чем же привлекает участников и зрителей столь скоротечная гонка? После марокканских шести дней (а с тренировками, АП и ТИ – и всех десяти) финал Кубка в Порталегре укладывается в три дня. Тем не менее в закрытом парке после проверок техника еле-еле помещается. 156 мотоциклов, квадроциклов и багги, 86 автомобилей от самых современных, с заводской поддержкой, до таких древних, что, кажется, их выкатили из музея.
Во-первых, в Порталегре в один уик-энд проводятся сразу несколько финалов – Кубка мира и чемпионата Португалии в зачетах авто, мото, квадро и багги с множеством национальных классов и зачетов. Во-вторых, ACP (Auto Club Portugal) – одна из лучших организаций в мире по проведению соревнований национального и мирового уровня. На их счету ежегодная организация этапа WRC, Кубка мира по ралли-рейдам и множества локальных гонок. И наконец, в-третьих, удобные подъезды к трассе обеспечивают хорошую картинку для зрителей, коих собирается несколько тысяч со всей Португалии и значительной части Испании.

11223863_733327183434660_2767874186400230613_o

На трассе Пролога длиной 5500 м зрители ставили палатки и автодома (кемперы) уже с вечера, предшествующего старту. Разворачивались кафешки, выездные бары, мангалы. Все пять с половиной км представляли из себя живой коридор! Плюс свободный доступ в сервисную зону, вкусная еда и сувенирная лавка – что еще нужно болельщикам и зрителям? Спортивный рай!
Как я уже писал в предыдущем номере, Денис Березовский и Игнат Фальков досрочно стали обладателями Кубка мира по ралли-рейдам в Т2 (стандартные внедорожники). По этой причине экипаж из Казахстана не стартовал в Порталегре. В Т1 тоже не было ни одного экипажа с казахстанским флагом на борту. Гонка в Марокко расставила приоритеты и задала темп подготовки к стартам в Африке и к «Дакару», а Португалия уже ничего не решала.
У нашего же экипажа (Emil Khneisser/Alex Kuzmich) выезд на финал решал судьбу второго места в Т2, так как Шейх Хаммад и его неунывающий штурман Ферас Аллух находились позади нас на расстоянии, что называется, «удачного выстрела» и с радостью бы заняли наше место на подиуме сезона! Вторая причина, по которой нам необходимо было стартовать, – работа со спонсорами, партнерами и болельщиками. Это в России и Казахстане пока спортивные успехи почти никак не влияют на продажи. На Аравийском полуострове в марте, когда мы только стартовали в сезоне с Эмилем, было продано около сотни новых «Патрулей». Старты, финиши, подиумы, статьи, фотографии в шоу-руме и центрах продаж, постоянно растущее количество болельщиков и… только за октябрь, и только в ОАЭ новых «Патрулей» было продано уже более пяти сотен! Ну и была надежда на так называемый «гол престижа»… Не стоит забывать, что технические виды спорта почти не зависят от желаний экипажа. Слагаемых успеха очень много.
До старта команда проделала длинный путь из Марокко в Италию, где машину проверили, протестировали, обкатали. Проблемы были устранены, и наш Patrol ожил. Заменили все, кроме бампера, так как в Европе на эту машину нет ничего, а из ОАЭ за полторы недели доставка стала бы золотой. Да и, как говорится, отсутствие половины бампера на скорость не влияет. Механики сделали модную заплатку из пластика, покрасили ее в красный цвет, а техинспектор, понимая ситуацию, только померил все рулеткой – должно быть соответствие размеров гражданской запчасти – и допустил к старту.
Радости закончились на середине Пролога. Вероятно, в Италии машину проверяли не в жестких режимах, в которые автомобиль попадает после старта на СУ. Снова пропала тяга, снова безопасный режим, не больше 3500 об/мин… Ну что за «засада»?! Больше половины Пролога в тошнящем режиме… По итогам – место где-то глубоко в «гарнире». Что ж, ничего не поделаешь. Надо двигаться до финиша, потом до сервиса и мучить механоидов.
Старт СУ, и… поползли потихоньку. На прямиках скорость не больше 120 км/ч, средняя – не выше 35 км/ч (и 70 км/ч по движению), тяги нет, динамики нет. Зато времени для рассматривания красоты за бортом хоть отбавляй!
– Два с половиной километра, много ям один, извилисто. Эх, красота та какая…
– Да… И зрителей сколько! Ну что за невезенье с мотором! Ух, какой дом был красивый!
– Да… 500 м – яма два и крест с правым четыре… Шашлыком пахнет… Зрители…
Приблизительно так выглядел диалог нашего экипажа на СУ. Лишь бы дойти до финиша… Через час после старта полил дождь, добавив экшна и экстрима в прохождение поворотов с отсутствующей тягой. Но нас грязью не испугать! Медленно, но верно мы продолжали приближаться к финишу.

12190953_10206784652228603_5361459909664331715_n (1)

12182851_926443744059635_6595335589578370298_o

Перескок асфальта прямо, выходим в поле с оградой, за которой пасутся стада коров и овец. И вдруг… Хлопок! Дым! Огонь из-под капота! «Подбили, идем на снижение»… Гореть мне за мой спортивный опыт уже приходилось, и не раз, поэтому никакой паники. Встаем максимально близко к забору (место очень узкое было, ровно в одну машину). Массу – выключить! Пожаротушение – включить! Отсоединяю огнетушитель, закрепленный под моими ногами, и пулей из машины! Буквально перед Португалией Эмиль заменил всю систему пожаротушения. От баллона до распылителей под капотом, в салоне и над бензобаком. Безопасность превыше всего! За несколько секунд пена залила очаг огня, успешно задушив его.
Когда дым под капотом развеялся и появилось время все спокойно осмотреть, выяснилось, что лопнула трубка «обратки» бензопровода. Шланг толщиной чуть меньше мизинца был разорван на мелкие куски в одном из секторов, как раз над системой выхлопа. Полыхнуло знатно. Выдохнули. Осмотрелись. Попробовали завестись и… чуть не загорелись снова! Бензин ливанул из трубки рекой. Эх… Кусок топливной трубки от «копейки», пара хомутов, и помчали бы дальше. К сожалению, таких приспособлений в ремкомплекте не оказалось. Пришлось констатировать сход.
Через три минуты после остановки зазвонил мой телефон. Организаторы увидели, что мы встали на СУ, и позвонили, чтобы выяснить причину. После чего сами (!!!) нашли наших механиков, передали им координаты места остановки, предупредили пост безопасности на пересечении с асфальтом. Что значит профессиональная команда организаторов! Есть чему поучиться.
Пока было время в ожидании нашей механизации для эвакуации, я исследовал каждый сантиметр грунта, собрал все осколки трубки и пришел к выводу, что причиной ее разрыва был закоксованный марокканский песок. Феш-феш, который легко проникает везде, каким-то неведомым образом проник в топливную систему, накопился в жарком месте около выхлопа, постепенно перекрыв обратный ток бензина и в конце концов вызвал разрыв трубки.Такого мы даже предположить не могли. Феш-феш преодолел все фильтры, систему впрыска и на возврате в бак устроил такой «сюрприз»! Век живи, век учись – и гоняй…

12139940_711329259001476_7666749802212657305_o

12182404_954996011229005_4594483145745784269_o

Второй день гонки мы провели в расслаб-ленных сборах и отдыхе. А наше второе место на подиуме сезона почти улетучилось. И каково же было удивление всей команды, вызвавшее продолжительный хохот, когда выяснилось, что Шейх Хаммад отказался от борьбы и сошел с СУ3 по причине… сильного ливня! Как он сам объяснил журналистам уже в зоне сервиса: «…В дождь ездить очень опасно и не доставляет никакого удовольствия…»
Сезон Кубка мира по ралли-рейдам 2015 года завершен. 2-е место за нашим экипажем! Дубль двух Nissan Patrol в Кубке мира! С одной стороны, радостно, с другой – печально… Межсезонье без гонок – это мучение. Конечно, будут тренировки в песках, на которые я с радостью всех приглашаю, будет участие в выставках и подготовка к сезону 2016 года… К сожалению, пока нет ясности, будем ли мы с Эмилем выступать в сезоне 2016 года – очень много зависит от спонсора и партнеров команды. Тем не менее я с глубоким уважением выражаю слова благодарности всем, кто переживал за меня и мой экипаж, болел и поддерживал словом и делом! Всем, кто благодаря моим заметкам и статьям стал интересоваться миром ралли-рейдов и узнал, насколько этот мир, мир гонок, интересен!
Я всегда открыт для диалога, готов ответить на вопросы, помочь словом и делом, если вас затянуло в наш спортивный мир! Спасибо вам, уважаемые читатели! Удачи на дорогах и до встречи на трассах!

12191258_733327363434642_3586779914321338527_o

Текст: Алексей Кузьмич
Фото: пресс-служба Baja Portugal