Испытательный полигон

В 2012 году в экипаже с Борисом Гадасиным мне довелось выиграть Hungarian Baja в «Абсолюте». Это было непросто, но победа была заслуженной. Трасса за прошедшие годы почти не изменилась. По-прежнему дорожки недалеко от города Веспрем требуют от экипажей собранности и умения рассчитать свои силы и возможности машины

Hungary (1)

Большая часть трассы Hungarian Baja проходит по территории военного полигона. С одной стороны, это дает возможность зрителям добираться до интересных мест, ибо гоночная трасса накручена во все стороны и по всем возможным дорожкам полигона (стоя на одном месте на возвышенности, можно просматривать до пяти километров вокруг себя). С другой – полигон есть полигон. Разнообразие покрытий, резкая смена направлений, огромное количество ям самой невероятной конфигурации, лесные дороги, броды, гравий, песок, грязь, асфальт. Просто ралли-рейдовая сказка какая-то! И все на 175 км
СУ, который в первый день гонки мы проходили два раза в одну сторону и во второй день один раз – в обратную. Только сказка была по книжке, а по факту гонка получилась очень непростой.

Проверки и Пролог
Их организаторы провели рядом с городком Таполка на трассе для автокросса. На этой же трассе, когда весь канал рейдовых машин ушел в зону сервиса в Веспрем, состоялись проверки, а в субботу и воскресенье – этап чемпионата Европы по автокроссу. Было приятно встретить друзей из России и не только, с которыми получается увидеться всего пару раз в году. А тут и время пообщаться было, и машины увидел, о которых столько слышал ранее, и ребята смогли посмотреть Пролог этапа Кубка мира по ралли-рейдам. Многое для кроссменов было в новинку. И до самого старта Пролога они не могли поверить, что СУ пройдет по их трассе в конфигурации ралли-кросс.
Первый гоночный день для нас с Эмилем был весьма непрост. Пролог мы прошли со средненьким результатом, и весь первый СУ представлял из себя сплошную борьбу с пылью и множество обгонов. Усугубилось все тем, что прибор, сигнализирующий о приближении и обгоне, выданный всем участникам гонки, по непонятной причине вышел из строя через пару километров после старта. Обычный сигнал, естественно, не слышно. В шлейфе пыли нас видно только в паре десятков метров от заднего бампера, а попробуй еще приблизиться!
В итоге борьба за позицию с итальянским пилотом Тривини Беллини привела к проколу колеса о незамеченный в пыли камень. Плюс три с половиной минуты… За время замены колеса нас обошли еще три машины. Догнали их быстро, но как обогнать? Нас не видно и не слышно! В пыли два раза влетели в ямы так, что я уже начинал группироваться и готовиться к худшему… Эмиль выводил машину в горизонт, но удары по подвеске дали о себе знать на второй день.
Каким-то чудом мы сохранили машину и себя, добравшись до финиша первого СУ. На сервисе нам заменили прибор для обгонов — и, что называется, езда наладилась! Теперь нас за 200 метров слышали догоняемые нами машины и начинали уступать дорогу заранее. За что им спасибо, конечно. Второй СУ прошли ровно, используя все поправки и заметки, которые я успел написать на первом проходе, отыграли у себя же массу времени и финишировали по итогам дня вторыми с отставанием всего в две с половиной минуты от первого! Кстати, казахстанцу Денису Березовскому (он и был первым!) тоже было несладко. Он пробивался вперед с 40-го места, из «гарнира», в котором едут медленные экипажи, мало понимающие в борьбе и понятии «уступи дорогу».
К сожалению, в одном из левых поворотов на СУ мы налетели задним правым колесом то ли на пенек, то ли на камень. Удар был не острым, колесо осталось на месте, шина тоже, но угол развала «ушел». За время двухчасового сервиса механики поправили развал, но этого, как выяснилось, оказалось недостаточно… От удара, это стало ясно уже на следующий день, вырвало из посадочного места нижнюю шаровую опору, но так аккуратно, что пыльник остался невредим! Вот механики и не придали должного внимания поломке…

Hungary (7)

Hungary (4)

Hungary (3)

Чем грязнее, тем мы быстрее
Уже утром второго дня, когда была продумана до мелочей тактика и стратегия пилотирования и работы экипажа, а прошедшая ночью гроза добавила уверенности (чем грязнее, тем мы быстрее), на лиазоне к старту сзади справа стали доноситься подозрительные равномерные стуки, похожие на открутившийся порог. Но он стоял на месте. Глушитель – на месте. Рычаги тоже. Едем дальше. После ночной грозы трасса действительно стала совершенно иной. Пыли нет, но постоянная смена сухого и скользкого покрытия требовала от пилота невероятной концентрации и осторожности. И не забывать о скорости и борьбе.
Стук сзади усиливался… В какой-то момент корма стала уходить в сторону так, как будто под колесами грязь, причем даже на сухом грунте. Продолжаем движение, темп не сбрасываем. Впереди «замаячил» боевой Nissan Березовского. Отлично! Значит, мы его держим, 2-е место наше, можно чуть сбавить. Выходим на открытое место, где большое количество зрителей, мчим по узким дорожкам полигона, прыгаем на трамплине перед журналистами и фотокамерами и… приземление оказалось очень жестким и шумным. Машину резко потянуло вправо. По ощущениям – пробито заднее правое колесо. Я выскакиваю с гайковертом, но… пришлось лишь констатировать факт поломки рычага. На трамплине нижняя шаровая окончательно выскочила из своего места, а верхняя не выдержала давления двух амортизаторов и вес всей части подвески. В итоге дальше движение мы продолжить не смогли…
Это на марафонах можно дождаться помощи механиков, отремонтироваться и помчать дальше, стараясь успеть в норматив. На Бахе так нельзя. Норматив очень жесткий, и опоздание сверх норматива – сход. Помощь механиков – сход. Полигон сурово проверил на прочность машину и работу механиков.
Первый сход в Кубке мира 2015 года… Обидно и досадно было так, что даже венгерский гуляш за ужином не радовал вообще. Нашим сходом в турнирной таблице Кубка мира мы простимулировали движение экипажей-конкурентов и еще больший накал интриги! Денис Березовский с Игнатом Фальковым пришли к финишу первыми и сохраняют лидерство, но теперь в спину очень близко дышит не только мой экипаж, но и еще три, приблизившиеся после Венгрии.

Hungary (2)

Hungary (8)

Hungary (9)

Впереди Baja Poland, дорожки которой тоже будут проходить по военному полигону близ города Щецин. И очень надеюсь, что испытание вторым полигоном мы пройдем достойно! В ружье… простите, в руль, господа пилоты! Сражение продолжается!

Hungary (10)

Текст: Алексей Кузьмич